Приговор на голодный желудок
Суд второй инстанции оставил на своих местах фигурантов дела Светланы Швецовой
Жалобы на нечеловеческое отношение и пытки Николаю Замолоцкому не помогли. Апелляционная инстанция признала его виновным в смерти молодой женщины, несмотря на описание тягот арестантского быта. «Был голодный и ни о чём, кроме еды, думать не мог» – так охарактеризовал он свои ощущения, оставшись без кипятка для заварки сухого пайка во время судебных заседаний по делу об убийстве и исчезновении иркутянки Светланы Швецовой. Его экс-друг и сосед по скамье подсудимых Денис Горлов не изменил себе и в апелляции – предпочёл не привлекать внимания. Тактика не подвела. Его циничное молчание снова не потянуло больше, чем на условный срок.
На первое заседание коллегии Иркутского областного суда, состоявшееся 12 мая, Денис Горлов не явился, сославшись через защитника на боли в позвоночнике. Из-за отсутствия осуждённого слушания пришлось перенести на неделю. Однако отсрочка не сыграла в чью-либо пользу. Приговор двум бывшим полицейским, виновным в исчезновении молодой красивой женщины, оставили без изменений. Только одна деталь не устояла в суде апелляционной инстанции. Николаю Замолоцкому, осуждённому по части 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшего), отдадут его вещи, хранящиеся в качестве вещественных доказательств. Вырвать из рук правосудия удалось джинсы, рубашку и туфли.
По существу, чаша весов не склонилась. Апелляционная жалоба матери убитой девушки осталась без удовлетворения. «Представитель потерпевшей считает приговор незаконным и необоснованным, подлежащим изменению, полагает, что суд, правильно установив фактически обстоятельства уголовного дела, дал неправильную юридическую оценку действий осуждённого Замолоцкого», – зачитала судья-докладчик. Доводы, приведённые стороной потерпевших, суд счёл несущественными. В жалобе Ирина Швецова, мать Светланы, снова указала на известные факты: Николай Замолоцкий на момент совершения преступления был действующим сотрудником правоохранительных органов, находился в состоянии алкогольного опьянения и наносил удары в жизненно важные органы со значительной силой.
Тем не менее апелляционная инстанция не убедилась в неправильности толкования уголовного закона. Напомним, органы предварительного следствия предъявили Николаю Замолоцкому обвинение в умышленном убийстве, но суд первой инстанции переквалифицировал его деяние по более мягкой статье, назначив наказание в виде девяти лет лишения свободы. По второму пункту обвинения осуждённый вовсе избежал наказания. Куйбышевский районный суд удовлетворил ходатайство защиты Замолоцкого и в октябре прошлого года за примирением сторон прекратил преследование по части 1 статьи 318 УК РФ (применение насилия, неопасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти).
Во время задержания Николай Замолоцкий, сопротивляясь изо всех сил, укусил сотрудника СОБРа за палец. Полицейский не удержал зла на коллегу, пусть и бывшего, и простил его. Прокурор намеревался обжаловать постановление суда о прекращении уголовного дела в части укуса, но отозвал жалобу из апелляционной инстанции. Сам же Николай Замолоцкий хотел большего: он заявил о необходимости проведения повторной экспертизы останков Светланы Швецовой, несмотря на то что привлечённые его защитником эксперты признали эксгумацию нецелесообразной, и предложил суду вернуть дело на новое разбирательство.
В апелляции осуждённый настаивал на своём. По его версии, девушка одновременно приняла много алкоголя и наркотики, что привело к асфиксии. Вызванные в заседание по инициативе адвоката Николая Замолоцкого судмедэксперт и химик, выписанные из московских учреждений, дали показания, указывающие на недостатки в заключениях патологоанатомов. Как и в суде первой инстанции, они утверждали, что иркутские специалисты использовали не все доступные методы определения в крови и органах наркотических веществ и исключить их употребление нельзя. Доводы экспертов не нашли отклика у коллегии.
Денис Горлов в заседании отмолчался. Потерпевшая просила суд назначить ему наказание в виде реального лишения свободы. Её представитель заявила, что приговор Горлову необоснованно мягок. В свою очередь адвокат Горлова назвал высказывания противной стороны «голословными». Суд с его позицией согласился. За сокрытие тела девушки, которую, «расколов» Замолоцкого, нашли в водоёме с пакетом на голове запакованной в металлическую трубу, и двухмесячное молчание он получил год условно и теперь имеет право на амнистию. Осуждённому не придётся возмещать моральный ущерб матери погибшей. Как постановил суд первой инстанции, преступление по статье 316 УК РФ (укрывательство преступлений) он совершил не в отношении неё, а против правосудия.
Николай Замолоцкий, которому постановлено выплатить полтора миллиона рублей, счёл, что «причинение моральных страданий потерпевшей не подтверждено материалами уголовного дела», и безрезультатно пытался спорить с приговором в этой части.
У сторон есть год на обжалование апелляционного определения в кассационной инстанции. Ирина Швецова по совету своего юриста отказалась от дальнейших разбирательств. «Суд базируется на доказательствах, которые есть, – сказала она в беседе с корреспондентом. – Никаких новых обстоятельств не раскрывается, и сейчас просто нет смысла обжаловать решение, трепать свои нервы и озадачивать людей, которым и так есть чем заняться. Замолоцкий однозначно будет жаловаться, но он меня меньше всего интересует. Думаю, тех девяти лет с его характером в колонии ему хватит. Свету уже не вернуть, и если бы не понимание, что Горлов и дальше будет жить среди людей, мне было бы легче».
Ирина Швецова обратилась к людям, откликнувшимся на её несчастье. В долгих поисках Светланы добровольно участвовали десятки неравнодушных иркутян, которые до последнего не опустили рук и не оставили семью пропавшей девушки один на один с бедой. «Среди тех, кто нам помогал, – говорит Ирина Щвецова, – было много незнакомых, и волонтёры, и водолазы. Лично к каждому обратиться невозможно, поэтому благодарю всех на страницах газеты».