Экзамен на прочность
Православная женская гимназия находится на грани выживания
Взрослые девочки-выпускницы православной гимназии в белых блузках и чёрных юбках стоят на сцене. Это их день, и сегодня они здесь главные героини. Даром, что глаза у всех «на мокром месте», и голоса то и дело подводят, срываясь, и давно выученные слова невозможно произнести. Но всё равно во всей гимназии не сыскать никого счастливее и взволнованнее их. И очень хочется, чтобы у тех малышей, которые сегодня здесь учатся, в своё время был такой же выпускной. К сожалению, нынешнее положение дел с финансированием учебного заведения заставляет думать о будущем гимназии с большой тревогой.
Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы в этом году в одиннадцатый раз отправляет в большую жизнь своих девочек. За это время аттестаты зрелости здесь получили 174 выпускницы, из них 19 «золотых» и семь «серебряных» медалисток. Девочки изучают здесь те же самые предметы и в том же объёме, что и в любой государственной гимназии. Дополнительная, «духовная» компонента идёт в нагрузку к основной программе и обеспечивается епархией.
Сейчас в гимназии обучаются 310 девочек, педагогический коллектив состоит из 40 человек. Успеваемость здесь стопроцентная, а такой критерий, как «качество обученности», составляет 60%. Ещё ни разу не было случая, чтобы кто-то не преодолел минимальный порог ЕГЭ. Гимназистки регулярно выигрывают олимпиады и конкурсы разного уровня. Например, в этом году семь победителей муниципальных конкурсов, три победителя регионального уровня, три победителя и семь призёров федерального уровня. Весной нынешнего года гимназия в очередной раз успешно прошла процедуру аккредитации.
Но если с учёбой здесь всё в порядке, то с финансированием дело обстоит совсем иначе. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вернуться к истории появления нестандартного учебного заведения. Православная женская гимназия была создана усилиями трёх человек: Бориса Говорина, который в ту пору был мэром Иркутска, митрополита Вадима и Валентина Распутина.
– В то время мы оказались в непростой ситуации, которая требовала от нас нестандартных решений, – говорит Борис Говорин, вспоминая историю создания гимназии. Как почётный попечитель и основатель учебного заведения Борис Александрович продолжает участвовать в жизни своего детища. Пришёл он и на нынешний последний звонок. – Страну захлестнули наркомания, алкоголизм, преступность и безработица. Нужно было противостоять нравственному кризису, который начался вслед за экономическим.
Первым проектом, который появился в 1994 году и который успешно существует до сих пор, стали Дни русской духовности и культуры «Сияние России». Вторым стала женская православная гимназия. Это сейчас подобное учреждение есть в каждом крупном городе, а в 1990-е годы аналогов гимназии не было во всей стране. Приходилось всё изобретать на ходу. Главная идея заключалась в том, чтобы создать такое учебное заведение, в котором девочки не только могли бы получать знания, учиться основам рукоделия и искусств, но и впитали бы в себя нравственные ценности, проверенные веками.
В союзе неба и земли
– Этот проект изначально был создан усилиями двух властей – светской, которая обеспечивала материальную часть, и церковной, которая отвечала за духовное содержание, – продолжает Борис Говорин. – Только в таком сочетании он может существовать, и если одна из сторон свои обязанности не выполняет или выполняет недостаточно, гимназия начинает страдать и подвергается проверке на прочность вплоть до угрозы уничтожения. Поэтому в данном проекте очень важно ответственное взаимодействие духовных и светских структур, ведь речь идёт о наших детях. При всём при том мы не могли себе позволить строить замки на песке. Нам нужна была чёткая уверенность в том, что проект будет востребован. И у нас такая уверенность была. Мы не могли не видеть реакцию общества на все процессы и желание родителей защитить своих детей. Создавая такое учебное заведение, мы реагировали на запросы общества. От власти ждали решений, и мы их принимали.
Первоначально гимназию полностью финансировал городской бюджет. Он выделял субсидию на выплату зарплаты учителям, коммунальные расходы. Епархия взяла на себя «духовную компоненту» – уроки Закона Божьего, клиросного пения, церковно-славянского языка. Кроме того, за счёт епархии для каждого класса был назначен воспитатель, который проводит с девочками вторую половину дня, ведёт внеклассную работу и кружки. Гимназия до сих пор остаётся одним из немногих учебных заведений, в которых работает бесплатная продлёнка. Кроме того, за счёт средств епархии выплачиваются коммунальные платежи.
Небольшую плату на содержание здания, охрану и текущие ремонты вносили родители. «Стоит отметить, что расходы из родительского фонда контролируются и утверждаются общегимназическим родительским комитетом, в который входят представители от каждого класса», – говорит председатель общешкольного родительского комитета Людмила Тетерина.
С 2006 года примерно 30% затрат на финансирование гимназии принял на себя бюджет области, который стал выделять НОУ ПЖГ субсидию «на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ». Примерно 70% расходов по-прежнему возмещал муниципалитет. Однако в конце прошлого года в гимназию пришло письмо за подписью руководителя департамента образования Иркутска Валентины Перегудовой. Письмо это уведомляло о прекращении финансовых обязательств муниципалитета в связи со вступлением в силу с 1 января 2014 года нового Закона «Об образовании». Закон многое изменил в системе образования. Например, «перевёл» школьное образование с муниципального на областной уровень. Именно это положение стало основанием для отказа в финансировании негосударственного учебного заведения со стороны муниципалитета. Для гимназии настала тяжёлая пора неопределённости.
Тяжёлая пора
– В конце декабря митрополит Вадим встречался с губернатором и обрисовал ему ситуацию, – рассказывает директор гимназии священник Александр Беломестных. – Глава региона не остался безучастным к судьбе учебного заведения. После той встречи нам пришло письмо за подписью первого заместителя председателя правительства Николая Слободчикова, в котором сообщалось, что область берёт на себя финансирование гимназии в полном объёме.
Однако по подсчётам министерства образования финансирование составило 70% от потребности, или 12 млн рублей, которых не хватает даже на выплату зарплаты учителям. В ответ на вопрос газеты, в чём же причина, министерство образования прислало короткую справку, которая сухо излагает позицию ведомства. «Размер субсидии определён в соответствии с нормами федерального законодательства. Основными причинами недостаточности финансового обеспечения являются низкая наполняемость классов и прекращение в 2014 году финансирования из средств городского бюджета», – гласит официальный ответ.
Тема с низкой наполняемостью классов в министерстве поднимается далеко не в первый раз. В гимназии действительно маленькие классы, не более 20 человек. Но причиной тому не злостное упрямство администрации и даже не желание создать девочкам тепличные условия. Просто гимназия изначально размещается в здании бывшего храма Владимирской иконы Божьей Матери, который в советское время был перестроен и приспособлен под нужны геодезического предприятия.
В 1990-е годы геодезисты покинули здание, и полноправными хозяйками тут стали гимназистки. В бывшем храме был сделан ремонт, сломано огромное количество перегородок, однако сделать по-настоящему просторные классы, как в типовой школе, не получилось. Класс-комплект по требованиям министерства должен составлять не менее 25 человек. Однако, согласно государственным СанПиН, в маленькие гимназические классы 25 человек посадить нельзя. Вот такая финансово-санитарная коллизия, разрешить которую никто не может. Этот пример наглядно демонстрирует, что к нестандартному учебному заведению, которое было создано как экспериментальная площадка, неприменимы стандартные подходы.
«Ресурсы ограничены, творчество – бесконечно»
Пытаясь приспособиться к жизни в новых условиях, гимназия начала оптимизацию. Прежде всего решили отказаться от здания на улице Российской, в котором размещалась начальная школа. Родители первоклашек и второклашек восприняли эту новость очень болезненно, ведь младшим школьникам были созданы особые условия. У них был свой двор с игровым городком и отдельная трапезная, большой музыкальный зал и, самое главное, особая забота персонала. Однако пришлось принять во внимание, что городские службы признали здание аварийным и даже не подлежащим восстановлению. К тому же после отказа от него появилась возможность сократить расходы на коммунальные услуги, зарплату обслуживающего персонала и так далее. К сожалению, сэкономленных средств всё равно недостаточно для покрытия образовавшегося дефицита.
– Сейчас денег не хватает на самое необходимое – выплату отпускных и зарплаты для учителей, – говорит Александр Беломестных. – Мы начали поиск спонсоров, но пока безуспешно. Пришлось пойти на крайние меры. В апреле провели общешкольное родительское собрание, объяснили ситуацию родителям, и они проголосовали за увеличение родительской платы в фонд гимназии. К сожалению, другого выхода пока никто предложить не смог.
Если ситуация не изменится, в следующем году родителям придётся платить в фонд гимназии приличную сумму в три с половиной тысячи рублей. Если учесть, что в прошлом году сдавали на охрану, уборку и ремонт школы по тысяче, многие оказались не готовы к такой ситуации.
– Родители волнуются, – говорит Татьяна Эпова, дочь которой учится в четвёртом классе. – У нас в классе из 18 девочек остаются только 10. Остальные вынуждены вырывать детей из привычного коллектива, искать для них другие школы. В нашем классе подобрались люди с очень разным достатком. При этом никто не хвастает своим доходом, наоборот, люди более обеспеченные берут на себя большую часть классных расходов. Например, одну девочку воспитывает бабушка-пенсионерка, которая подрабатывает на трёх работах. Во втором классе у них сгорел дом, и другие родители помогли построить новое жилище. Деньги собирали всей гимназией, даже в газетах писали. Благодаря статье в «Восточке» на счёт наших погорельцев поступило 15 тысяч рублей. Но главную помощь оказали два папы наших же одноклассниц, вложив в стройку собственные деньги, время и труд. Но теперь люди с невысоким доходом, многодетные семьи, которых у нас много, вынуждены либо идти на жертвы ради гимназии, либо уходить. Получается такой отбор по уровню достатка. Это неправильно для православного учебного заведения, потому что так подрывается сам дух христианства. Нам тоже придётся уйти, хотя это решение далось нам со слезами и болью.
– Нам очень дорого именно это учебное заведение, – говорит Ольга Медведникова, мама ещё одной четвероклассницы, работающая в трапезной малой гимназии. Каждый день она ездит сюда из Маркова и возит на учёбу дочь. – Здесь совершенно уникальный микроклимат, который создавался усилиями многих и многих людей. У нас небольшой доход, и ежедневная дорога обходится в копеечку. Но мы всё равно остаёмся, потому что мы для себя решили: для нас главное – воспитание и образование ребёнка. В гимназии дочка получает то, что не получит больше нигде. Мы готовы к увеличению платы, если другого выхода нет.
Отзвенел в гимназии последний звонок. Спеты все песни, прочитаны все стихи и слова благодарности сказаны в адрес каждого учителя, воспитателя, повара и вахтёра. Сухие глаза выпускниц уже покраснели от бессонницы. Буквально на днях им предстоит сдавать самый волнительный в жизни экзамен – ЕГЭ. Похоже, что вместе с ними в этом году сдаёт экзамен и вся гимназия, со всеми ученицами, родителями, учителями, завучами и вахтёрами. И это не менее важный экзамен на прочность, на веру и верность.