«Ад был со всех сторон»
«Такой гул стоял, будто ракета взлетает», – жители Нижнеилимского района, встретившиеся на прошлой неделе с верховым лесным пожаром, не сговариваясь, описывают его похожими словами. В районном центре Железногорске-Илимском удар огненной стихии удалось отбить и обойтись, что называется, малой кровью – в городе сгорели лишь один двухквартирный дом и несколько надворных построек. Сложнее ситуация в посёлке Дальний, где пламя уничтожило более двадцати домов, оставив без крова тридцать семей. Пока люди приходят в себя, а уполномоченные органы подсчитывают ущерб и собирают средства на помощь погорельцам, пожары продолжают гектар за гектаром пожирать леса Приангарья.
Масштаб проблемы хорошо виден на снимках из космоса, размещённых в Сети на сайте «Гринпис», и ничуть не хуже – из иллюминаторов самолётов местных линий. В минувший четверг, когда мы возвращались из командировки в Железногорск, гигантские столбы едкого серо-жёлтого дыма поднимались на высоту полёта маленькой «цессны» на всём протяжении маршрута из столицы Нижнеилимского района до областного центра. По данным Агентства лесного хозяйства на вечер 25 мая, на пожарах работало 304 человека, 14 бульдозеров, 11 тракторов, 41 автомобиль. Судя по всему, этого недостаточно, чтобы остановить стихию.
По состоянию на утро понедельника число пожаров, зарегистрированных на землях лесного фонда, превысило прошлогодний показатель на эту же дату в четыре раза. По официальным данным Агентства лесного хозяйства, с начала пожароопасного сезона 1239 лесных пожаров уже прошли площадь в 143 тыс. га, лишь 25,5 тыс. га из них – нелесная территория. По оперативной информации на 23:00 воскресенья, 25 мая, действовал 21 пожар на площади 2391 га.
Между тем есть и неофициальные оценки. «В Иркутской области чиновники скрывали пожары, пока не начали гореть населённые пункты, – говорится в сообщении международной природоохранной организации «Гринпис». – Например, в пятницу, 16 мая, площадь действовавших в регионе лесных пожаров составляла уже не менее 15–20 тысяч гектаров, а в официальной сводке Авиалесоохраны числилось только 733 гектара. Согласно воскресной сводке Авиалесоохраны, основывающейся на данных органов управления лесами субъектов РФ, в Иркутской области по состоянию на 00:00 по московскому времени 18 мая 2014 года действовало 53 пожара на землях лесного фонда на площади 4943 гектара. Реальная площадь пожаров превышала это значение на порядок».
До 2 июня на территории Иркутской области действует особый противопожарный режим. Разводить костры и выжигать сухую растительность запрещено. Режим повышенной готовности, по данным Агентства лесного хозяйства региона, введён в 11 районах – Казачинско-Ленском, Нижнеудинском, Усть-Удинском, Зиминском, Куйтунском, Тулунском, Заларинском, Иркутском, Братском, Киренском и Тайшетском. В районах, где положение с лесными пожарами особенно напряжённое, – Усть-Кутском и Нижнеилимском – по-прежнему объявлена чрезвычайная ситуация.
«Накрыло огненным покрывалом»
Над пепелищем в 13-м микрорайоне Железногорска стоит плотный горький запах гари, хотя пожар отступил несколько дней назад. От дома на две семьи остались дымовая труба и куча головешек. К счастью, хозяева не пострадали, соседние дома огонь не тронул. К разгулу стихии люди были готовы, хотя в итоге атака огня всё же оказалась неожиданной.
– Весь 14-й микрорайон мог бы сгореть, как и 13-й, – глядя на остатки дома, говорит заместитель главы города Виталий Перфилов. – Застройка здесь плотная, если бы жильё огнём накрыло, пожар остановить было бы уже нельзя.
Перфилов хорошо знает, о чём говорит: 28 лет отработал в пожарной охране Нижнеилимского района, более половины этого времени руководил отрядом. О том, что и почему произошло в Железногорске, он рассказывает обстоятельно и подробно:
– В этом году у нас весна была ранняя как никогда. Снега было мало, и он быстро сошёл. Мы никогда не горели в конце апреля, как правило, лесные пожары начинались где-то в июне. А тут район загорелся во всех направлениях: около Дальнего, Шестаково, на Тушаме… Одновременно действовало несколько крупных пожаров. Мы забили тревогу в среду, 14 мая, видя, что столб дыма приближается к городу. Пожар возник в районе посёлка Суворовский, по прямой от города около 10 км. Юрий Иванович (Шестёра, глава города. – Авт.) меня отправил выяснить причину, посмотреть, где этот пожар находится.
Виталий Перфилов обнаружил пожар в 4 км от Железногорска. От города его отделяли старая грунтовая дорога шириной 5-6 м и защитная полоса ЛЭП. В пятницу по просьбе администрации Коршуновский ГОК выделил бульдозер и людей, которые отправились опахать пожар ещё по ту сторону линии электропередачи и дороги.
– По какой-то причине лесники не встретили бульдозер, хотя была договорённость. Возможно, они были заняты на других пожарах, – предполагает замглавы города. – Очень чётко работал отдел ГО и ЧС Коршуновского ГОКа, опахали опоры. Но для того, чтобы работать в лесу, нужен допуск, его получить было не у кого. Бульдозер вернулся обратно. Пожар пошёл к ним в карьер, они начали биться с ним там.
В субботу установилась жаркая погода. Столб дыма подбирался всё ближе к городу. На этот раз на разведку отправился глава Железногорска-Илимского и увидел, что огонь перешёл ЛЭП.
– Мы сразу взяли в ГОКе два бульдозера, ещё один у Дорожной службы Иркутской области, несколько человек и начали опахивать 13-й и 14-й микрорайоны, – продолжает Виталий Перфилов. – В трёхстах метрах от посёлка сделали дополнительную минерализованную полосу. По краю микрорайонов минполоса уже была сделана, её расширили, подновили. Поставили водовозку, пожарную машину круглосуточно дежурить на окраине. Практически всю ночь с субботы на воскресенье я там пробыл.
Пожар поначалу был низовой. В воскресенье пришло штормовое предупреждение. Люди готовились принять бой. К этому времени уже был организован штаб под руководством главы города, чтобы координировать действия.
– Стали наращивать силы и средства: попросили ещё два бульдозера с ТЭЦ-16 «Иркутскэнерго», людей (15 человек), станция Коршуниха-Ангарская выделила 25 человек и так далее. Предупредили жителей о том, чтобы они запасались водой, обливали свои дома. Люди разбирали заборы, мочили сухую траву. По периметру расставили ёмкости с водой. Вроде бы все меры приняли, приготовились к пожару, – вспоминает недавние события Виталий Перфилов. Минполосы были сделаны в соответствии с противопожарными нормами: положено 100 м и 50 м – они очищены от растительности.
Штормовое предупреждение оказалось верным. Ситуация резко обострилась в обед в воскресенье – ветер, достигавший 20 метров в секунду, повернул, и пожар пошёл параллельно жилой застройке в лесу. Фронт был около 5 км, в любом месте огонь мог выйти к жилью, говорит глава города Юрий Шестёра. Было похоже, что он пройдёт дальше, там его и готовились встречать. Но вдруг ветер с юго-восточного переменился на северо-западный. Пожар, уже верховой, молниеносно сделал круг по лесу и с угла налетел на 13-й микрорайон.
– Всё как огненным покрывалом накрыло, огонь бросило на ближайший к лесу дом, – Юрий Шестёра не производит впечатление человека робкого, но вспоминать этот момент ему явно неуютно. Пожарные начали тушить здание, но огонь охватил его мгновенно, едва успели отогнать технику – бульдозер и водовоз. Огонь же, перескочив две улицы, охватил надворную постройку, перенёсся ещё через две улицы, где занялись ещё одна надворная постройка и баня. Оттуда через лесок пожар перебросился на сухую траву, где люди отбили нападение, пустив встречный пал.
– Такого пожара мы не ожидали, он уже практически прошёл, когда развернулся и выскочил из лесу, это невозможно было предсказать, – признаёт Виталий Перфилов. – В итоге мы всё-таки увели огонь от 13-го и 14-го микрорайонов на деляну. Кроме того, через лес пламя могло перейти в парковую зону, от которой начинается индивидуальная застройка. Сотрудники ГОКа во главе с управляющим директором Седельниковым – он сам с лопатой бегал, работал с ними – с задачей справились, расширили минерализованную полосу, не дали огню перекинуться на парковую зону и дальше на город. Я ушёл оттуда около 5 утра, уже практически ничего не горело. Верховой пожар никак не остановишь, он пронёсся вихрем.
На пожаре работало семь автоцистерн, шесть водовозных машин, пять бульдозеров, тяжёлый автогрейдер, в том числе помощь пришла из других населённых пунктов района и Усть-Кута. На борьбу с огнём вышли все местные жители, приехали их родственники и знакомые.
– Мы с братом поехали на мотоцикле посмотреть, где горит, – рассказывает Евгений Смирнов, сотрудник ТЭЦ-16, – а там ужас: в 13-м микрорайоне мужик бежит, кричит: «Помогите, сейчас сгорю!» И помогли. Отстояли только построенный дом. Да и он бы тоже помог, если что. Гул стоял от пожара, не дай бог, конечно, такое… Ад был со всех сторон. Бедные звери в лесу… Даже собак с цепей все поспускали, а они бегали в дыму и не кусались, огромные такие. Сначала ветками тушили, тряпками, потом у пожарников взяли РЛО, эффективная штука, лучше ничего не придумали. Пока тушили, и до мотоцикла – он на обочине стоял – огонь добрался. Мужики выкатили его…
– Я как раз сеяла морковку на даче, когда с неба посыпался пепел – и удобрения никакого не надо, – горько шутит жительница Железногорска Анна. Но вообще-то жителям района не до шуток. В здании администрации сложены вещи – люди и организации собирают материальную помощь погорельцам из посёлка Дальний, где огонь уничтожил 22 дома, оставив без крова 94 человека, в том числе 19 детей.
К вечеру воскресенья пожар ушёл от жилья в районном центре, но ветер снова резко поменялся и огонь стал возвращаться. Часть техники к этому моменту направили в сторону дач примерно в 30 км от города, где возникли проблемы с выездом людей, пришлось срочно возвращать. Но угроза всё же миновала. И жители и пожарные дежурили до утра 19 мая. В понедельник пошёл снег. «Эх, на денёк бы пораньше!» – сокрушались многие, но плохая погода жителей Нижнеилимского района всё же обрадовала.
Дальний приходит в себя
В Дальнем, который находится примерно в 120 км к северо-западу от Железногорска, ожог от лесного пожара сильнее. Сейчас погорельцы расселены у родственников и знакомых, в школе организовано временное пребывание для семей учителей, сообщили «Конкуренту» в администрации Нижнеилимского района. Ситуация постепенно нормализуется, посёлок получает помощь – деньги, продукты, одежду, домашнюю утварь, посуду. Ежедневно там дежурят врачи, узкие специалисты и психологи. Завершаются работы на ЛЭП, опоры которой были повреждены, в ближайшее время будет возобновлено централизованное электроснабжение, пока в посёлке работают дизель-генераторы. Областные власти пообещали адресную поддержку каждому погорельцу. На прошлой неделе территорию посетили замгубернатора Валентина Вобликова, министр социального развития Владимир Родионов, министр промышленной политики и лесного комплекса Алексей Климов, замминистра строительства, дорожного хозяйства Артур Бычков. Елена Осипова, министр образования, прибыла на торжественную линейку в Дальнем, которая, несмотря ни на что, состоялась в школе.
Сейчас в администрациях Железногорска-Илимского и Нижнеилимского района заканчивают подсчитывать ущерб и готовятся предоставить помощь. Вопрос с постоянным жильём пока не решён. Жителям Дальнего предложили перебраться в другие населённые пункты района, например посёлок Янгель, где есть свободное жильё, но пока никто не дал согласие на переезд, отмечают в администрации района.
Кто виноват и что делать
В 91,5% случаев лесные пожары, по данным Агентства лесного хозяйства, возникают по вине местного населения, в 7,4% – от сельхозпалов. Кто будет отвечать за то, что случилось этой весной в Приангарье, пока неизвестно. Профилактикой и тушением пожаров в лесах занимается то же Агентство лесного хозяйства. Можно ли было остановить огонь раньше, чем он пришёл к жилью, в Нижнеилимском лесничестве узнать не удалось – в понедельник в ведомстве работала прокуратура. Среди жителей лесных районов Приангарья же ходят слухи, что лес жгут специально, скрывая следы незаконных рубок. Власти эти предположения не комментируют, оставляя выводы на долю следствия. Замглавы Железногорска обращает внимание на снабжение огнеборцев.
– Пожарная охрана работала самоотверженно, поднялась вся часть – и те, кто на дежурстве, и те, кто нет, – говорит Виталий Перфилов. – Но у них плохое снабжение – не хватает ГСМ, запчастей. Хотелось бы, чтобы оснащение было какое положено…
Между тем в минувший четверг пресс-служба ГУ МВД по Иркутской области сообщила о предполагаемом виновнике пожара в районе Дальнего. Он доставлен в отдел МВД России по Нижнеилимскому району. По предварительной информации, причиной возгорания могло стать нарушение правил пожарной безопасности в лесу в результате неосторожных действий указанного гражданина, а также погодные условия, которые способствовали последующему распространению огня.
В субботу полиция задержала трёх предполагаемых виновников пожара в лесном массиве на острове Большой Усольского района. Как выяснилось, приехав на рыбалку, жители районного центра разожгли и оставили без присмотра костёр. Огонь стремительно распространился по лесному массиву, после чего мужчины решили скрыться с места происшествия, но этому помешали бдительные граждане, позвонившие в дежурную часть. Сотрудникам лесной охраны удалось локализовать пожар только на следующий день.