В интересах дела
Аудиторы Контрольно-счётной палаты Иркутской области усомнились в эффективности использования денег регионального Дорожного фонда. По их заключению, с нарушениями потрачено на дорожные работы более 1,3 млрд рублей. Претензии есть и к объекту в Иркутске – мосту «Академический». Земли, выкупленные под его строительство, обошлись областной казне на 20 млн дороже рыночной стоимости. В УКСе, проводившем сделку, заявляют: повышали, но руководствовались при этом «вопросами эффективности».
«Прочие работы по капремонту»
Проверку использования бюджетных средств, заложенных в 2012 году в Дорожном фоне Иркутской области, закончила Контрольно-счётная палата (КСП). Без серьёзных замечаний не обошлось. О них рассказал на этой неделе во время заседания комиссии по контрольной деятельности ЗС заместитель председателя КСП Константин Янцер.
Общий объём бюджетных ассигнований фонда в 2012 году составил 5,8 млрд рублей. Проверены были из этой суммы выборочно 3,1 млрд рублей, направленные на расходные обязательства. С нарушениями были выполнены работы на 1,3 млрд – 42,3%. Причём большая часть нарушений приходится на мероприятия, выполненные ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», – на 333 млн рублей. В том числе 21,8 млн – нецелевое использование. По словам Константина Янцера, дирекции были выделены деньги на ремонт областных дорог общего пользования, но полученные средства организация освоила на «прочие работы по капремонту» – проектирование реконструкции автодорог и разработку ПСД по строительству линии наружного освещения. «Что не является целевым назначением», – подчеркнул он.
В ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автодорог» уверяют, что средства использовали по целевому назначению и ущерб бюджету Иркутской области не причинён. «Нарушение является результатом неверного отражения операций по принятию бюджетных обязательств в части бюджетной классификации. Впредь подобных нарушений не будет. Проектирование и разработка ПСД – виды деятельности, прописанные в уставе ОГКУ», – попытался объяснить директор предприятия Кирилл Торопов.
Но аудиторы сочли неубедительными такие аргументы. По мнению Константина Янцера, к нарушениям привела не неверная «бюджетная классификация» обязательств, а «излишняя самостоятельность дирекции»: ОГКУ не согласовывало свою деятельность с главным распорядителем бюджетных средств. В данном случае – с минстроем.
Дирекцию упрекнули в наличии объектов незавершённого дорожного строительства, некоторые из которых «висят» на организации с 2003 года. На сегодняшний день КСП насчитала их около 22. Это участки на отрезке 135–145 км дороги «Таксимо – Бодайбо» и на отрезке 37–46 км дороги «Еланцы – Хужир». Однако Кирилл Торопов заверил, что вопрос всё же постепенно решается. В начале 2012 года в списке незавершённых насчитывалось 29 объектов капстроительства. На реконструкцию 6 из них в 2012-м были направлены финансовые вложения. Таким образом, к концу года два удалось ввести. Четыре по-прежнему в стадии строительства. Сейчас ОГКУ ведёт работу по инвентаризации дорог незавершённого строительства. Часть из незавершённых участков дорог, переданных по распоряжениям администрации области в 2003 и 2008 годах, предстоит списать, сообщил Торопов. А значит, формально список уменьшится.
Новый мост со старыми проблемами
Неэффективно использовались средства, полученные из фонда, по мнению КСП, и в ОГКУ «Управление капитального строительства Иркутской области» (УКС). Речь идёт о возведении мостового перехода через Ангару. УКС выкупало у собственников земли, которые были необходимы для строительства, по завышенным ценам. Так, например, стоимость объекта на улице Партизанской, 92, была установлена в результате независимой оценки в 3 млн рублей, но по истечении срока действия этой оценочной документации УКС сделало повторную. В итоге стоимость возросла на 1,4 млн. По новой цене объект и выкупила область. При заключении соглашения о купле-продаже имущества с другим гражданином УКС воспользовалось оценкой, представленной самим собственником. Стоимость оказалась выше на 18,5 млн рублей, чем сумма, определённая независимыми оценщиками по заказу УКСа.
«Выкуп имущества под строительство автодороги через мост – полномочия минимущества. Но сделку по каким-то причинам стало осуществлять УКС. И в результате была проведена переоценка выкупаемого имущества в сторону увеличения», – заметил председатель комиссии Геннадий Нестерович. Директор областного УКС Сергей Колеснев, объясняя причины, заявил, что завысить цену управление решилось исключительно из-за того, что «руководствовалось вопросами эффективности» использования бюджетных денег. «Минимущество отдало работу нам. Госконтракт на строительство моста был заключён, а вопрос по земельным участкам не решён – тормозилась вся стройка, мы упускали летние месяцы, получали претензии от подрядчика. Надо было срочно расселить людей», – описал он сложившуюся ситуацию. Однако в собственности у граждан были не сами земли, а построенные жилые дома, требовали они за них миллионы. Так, хозяин одного из объектов оценил свой ущерб в 10 млн рублей, тогда как результат оценки, заказанной УКСом, составлял 3 млн. УКС решило сыграть вничью и предложило сумму 4,5 млн. «Чтобы просто изъять неприватизированный участок у людей, нам по закону потребовалось бы официально предупредить их, а потом ещё выждать год, пока они решат свою жилищную проблему. Но это опять же тормозило строительство. В итоге мы пошли на увеличение суммы, но всё-таки не превысили лимит средств, выделеных из бюджета на статью по расселению жильцов. То есть лишних денег мы не заплатили», – пояснил Колеснев.
Но на его объяснения аудиторы резонно заметили: земли под мост через Ангару Иркутск предоставил ещё в 2007 году, поэтому решить вопрос можно было раньше, сэкономив тем самым и средства региональной казны.
Около 44 млн рублей из Дорожного фонда с нарушениями использовало министерство строительства и дорожного хозяйства. В рамках долгосрочной целевой программы по развитию дорог общего пользования деньги выделялись на осуществление полномочий, не относящихся к региональным. «Фактически они направлялись на ремонт муниципальных дорог. Но здесь надо отметить: в Иркутской области до сих пор не разграничено право собственности на автомобильные дороги общего пользования, поэтому у органов госвласти, согласно Гражданскому кодексу, возникает бремя собственника по содержанию этого имущества», – комментирует ревизор.
Не полностью освоены были деньги фонда, выделенные на ремонт внутриквартальных проездов МО Иркутской области: из предусмотренных 350 млн осталось ещё порядка 34 млн. «Вы даёте деньги, но не контролируете их использование. В итоге работы остаются невыполненными, а деньги – неиспользованными», – упрекнул профильное министерство председатель комиссии по контрольной деятельности Геннадий Нестерович. Остальные члены комиссии предложили представителям облправительства в следующий раз средства не возвращать в бюджет, а перераспределять между теми МО, которые готовы тратить. Как выяснилось на заседании комиссии, готовы к этому в Иркутске. «Мы получили 39 миллионов на внутридворовые проезды. Деньги освоили в полном объёме и можем принять в качестве софинансирования субсидии ещё и в 2014-м. Мы заложили в своём бюджете на этот год 265 миллионов», – пояснил заместитель председателя комитета по городскому обустройству Павел Русецкий. Однако чиновники минстроя сообщили, что финансовый «лимит» на внутридомовые территории закончился: субсидии были предусмотрены лишь на 2012-2013 годы.
Члены комиссии по контрольной деятельности решили дождаться правовой оценки действий УКС и дирекции, распоряжавшихся в 2012 году деньгами Дорожного фонда. Материалы КСП будут направлены в прокуратуру. «У нас уже не первый случай таких разборок, когда КСП находит замечания, а министерства Иркутской области с ними не соглашаются. В прошлый раз конфликт был с минстроем. Если стороны не согласны, тогда давайте решать это в правовом поле», – предложил Нестерович.
Байкальский тракт подождёт до лета
Однако и по текущей ситуации с ремонтом иркутских дорог у членов комиссии возникли вопросы. Так, например, выяснилось, что начать реконструкцию Байкальского тракта в 2014 году регион сможет в лучшем случае лишь в середине лета. Напомним, что в федеральную целевую программу попали два участка – «Тайшет – Чуна – Братск» и «Иркутск – Листвянка». Но документы, подготовленные Иркутской областью по дорожным объектам, очень долго не удавалось согласовать в Главгосэкспертизе. «У нас все сроки уже прошли из-за большого количества замечаний. На этой неделе наконец-то получаем положительное заключение и сразу направим его в Росавтодор. Сейчас в Росавтодоре из-за украинских событий серьёзные задержки по рассмотрению региональной документации. Поэтому мы надеемся всё-таки подать свои заявки», – пояснил представитель дирекции.
Требуется срочный ремонт и в Балаганском и Усть-Удинском районах. За апрель дороги там были полностью разрушены тяжёлой лесовозной техникой. «Учитывая температурный режим, который является основанием для ограничения движения тяжёлой техники по дорогам, закрыть его надо было в конце марта. Так поступили многие регионы СФО. А у нас, как всегда, это сделали 25-26 апреля», – заметили члены комиссии.
Немедленно приступить к ремонту дирекция не обещала, но заверила, что с гружёными лесовозами всё-таки планирует разобраться. По словам Кирилла Торопова, уже подготовлен к размещению на аукцион проект по строительству автоматизированной системы весового контроля. Установлена она будет на Качугском и Александровском трактам. Сейчас ведутся предварительные переговоры с тремя инвесторами, готовыми вложить до 0,5 млрд рублей в строительство постов весового контроля. «Пока на дорогах взвешивается только 10% от всего транспортного потока, а часть большегрузов инспекторы ГИБДД ипросто игнорируют. Нарушители в 2013 году были оштрафованы на 32 миллиона рублей. На середину мая сумма составила уже 64 миллиона. При запуске автоматической системы только по этим двум трактам сумма штрафов может составить до 500 миллионов рублей в год. А следующий этап – создание аналогичных постов на дорогах в Братск, Усть-Илимск», – заверил чиновник. Деньги, собранные с нарушителей, пойдут в Дорожный фонд.
Однако члены комиссии заметили, что при наложении штрафов выплачивать их компании не торопятся. Таким образом, сумма фактически собранных средств всё равно будет ниже. В дирекции с замечанием согласились: зачастую деньги взыскивать им приходится через суд. При этом собрать удаётся лишь 30–50% от выписанных штрафов, так как не хватает специалистов, которые бы готовили документы и направляли их в судебные органы. Поэтому сейчас ОГКУ изучает возможность получения денег с должников через аутсорсинг.