издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Модный ажиотаж

«Иркутский репортёр» провёл ночь в музее

Для Иркутска 17 мая стало самым модным днём этой весны – Александр Васильев представил свою выставку «100 лет русской моды». Известный коллекционер прибыл в столицу Восточной Сибири, чтобы лично открыть экспозицию. Презентация коллекции состоялась в главном зале художественного музея имени В.П. Сукачёва и прошла в рамках международной акции «Ночь в музее».

«Потрясение для культуры нашего города»

Иркутск увидит «100 лет русской моды» благодаря счастливой случайности. Устроить выставку историку моды предложила бывшая иркутская телеведущая и нынешний московский эксперт по стилю Яна Павлидис. «Однажды, прогуливаясь с мамой, мы зашли в ГУМ, в этот день там проходило открытие масштабной выставки Александра Васильева, – вспоминает Яна Павлидис. – Это было ярко, феерично и красиво, экспозиция привлекла 20 тысяч посетителей за день. Я поняла, что подобное событие должно пройти в Иркутске». Яна поделилась мыслями с коллекционером, и он одобрил её идею. Прежде чем стать имидж-консультантом, Яна Павлидис обучалась в выездной школе Александра Васильева. Талантливая ученица не раз устраивала в нашем городе семинары историка моды, а теперь организовала более крупный проект.

«100 лет русской моды» стала первой выставкой Александра Васильева в Сибири. Помещение для экспозиции – главный зал художественного музея имени В.П. Сукачёва – коллекционер выбрал сам. «Иркутский художественный музей я посещал несколько раз, мне очень нравится собрание живописи здесь, – рассказывает Александр Васильев. – Стоять в этом зале со своими костюмами – большая радость для меня». Коллекция нарядов собиралась в течение 30 лет и насчитывает 50 тысяч экземпляров. В наш город приехала только малая часть нарядов: это связано с недостатком места и трудностями в выборе манекенов. 

«Иркутск не столица моды, и количество манекенов здесь небольшое. Мы сделали всё что могли местными силами, – поясняет Александр Васильев. – Так что давайте не будем критиковать манекены, хотя не все платья могут на них застегнуться. Параметры женщин и мужчин очень изменились за последнее время. На платьях 19 века объём талии обычно 50 см, у толстушек – 65 см при росте 1,5 м и размере ноги 34-35. Все люди были гораздо меньше. То, что купчихи раньше были крупными, – неправда, они намного стройнее современных «купчих».

У иркутян приближающееся модное событие вызвало большой ажиотаж – звонки по поводу «100 лет русской моды» в художественный музей стали поступать задолго до открытия экспозиции. «Очень многие рвутся побывать на выставке, ведь она – потрясение для культуры нашего города, – считает заместитель директора Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачёва Татьяна Огородникова. – Старшее поколение сможет оценить эту выставку по достоинству, потому что мы помним, что индивидуальность и элегантность в советское время были превыше всего. Каждая женщина стремилась быть неповторимой, и все заказывали одежду у портных».

Сам Александр Васильев не считает советский период изысканным. «Вхожу в советский магазин – теряю весь адреналин, – пошутил историк моды. – В то время выбор одежды был лимитирован, людям просто приходилось выходить из положения. Но в любую эпоху есть те, кто несёт элегантность. Например, в моей коллекции присутствуют замечательные вещи от Вячеслава Зайцева. Если посмотреть на моду сквозь призму 20 века, то я бы сказал, что период правления Николая II был наиболее элегантным в одежде, потому что Россия тогда была населена интеллектуальными людьми с большими возможностями и торговля находилась на высоте». Посетив выставку, иркутяне тоже смогут составить своё представление о моде последнего столетия и определить для себя самые стильные годы 20 века.

Васильев уехал, а модники остались

Наиболее активные иркутские модники поспешили увидеть экспозицию в день открытия. То ли им не терпелось познакомиться с историей моды, то ли с историком, но 17 мая в 21.00 главный зал художественного музея был переполнен. Отряд посетителей разделился на две группы: первая, не очень напористая, окружила подиум, где в открытом доступе находились легендарные наряды, а вторая с боевой готовностью атаковала не менее легендарного владельца костюмов. Александр Васильев одухотворённо отвечал на вопросы, с улыбкой принимал подарки и безропотно фотографировался со всеми желающими, пока Яна Павлидис не вывела наставника из зала – коллекционеру пора было на самолёт.

Васильев уехал, а модники остались и продолжили субботний вечер – далее гостей ждала программа «Ночи в музее». Посетители рассыпались на группки и отправилась на мастер-классы, а большинство переместилось в коридор, где проходил показ нарядов иркутских дизайнеров. Шагали модели без музыкального сопровождения, поэтому всем отчётливо была слышна фраза одной посетительницы: «Друзья, а почему мы стоим, как в автобусе?»

Зато на мастер-классах атмосфера не напоминала общественный транспорт: все сидели на стульчиках и слушали выступающих. Многих дам привлёк урок по завязыванию шарфов для мужчин, вот только ни один представитель сильного пола на него не явился. «Было так забавно на этом мастер-классе: мальчик, который его вёл, очень удивился, что в зале одни женщины, – рассказывает гостья Лариса Табаринцева. – А мне понравилось его слушать, потому что я личный портной, и опыт, приобретённый на уроке, мне пригодится в профессии».

Среди женщин постарше был популярен мастер-класс по плетению косичек – они обучались этому мастерству, чтобы потом практиковаться на своих внучках. Молодые девушки заинтересовались уроком по изготовлению аксессуаров, а дети проводили время в мастерской художника Регины Присяжниковой, рисуя натюрморты. «Мой мастер-класс посвящён натюрморту – это самое простое, что могут выразить люди на бумаге, – уверена Регина Присяжникова. – Когда предлагаешь нарисовать свободную композицию, человек волнуется, а когда задана конкретная тема, начинающему художнику проще. Все ребята справляются неплохо, они создают замечательные картины всего за 15–20 минут, хотя не имеют специального образования. Я думаю, что главное в работе – интерес».

«Выбирать не приходится»

«Гвоздём» ночи в музее Сукачёва стал историк моды Александр Васильев

Мероприятие обошлось посетителям в 300 рублей. Такую цену администрация музея назначила из-за «гвоздя программы» Александра Васильева и его выставки. Но главный герой уехал через полчаса после начала акции, а «Ночь в музее» продолжалась. «Ничего не поделаешь с тем, что в Иркутске акция платная, мы же здесь живём, и выбирать не приходится, – говорит гостья Ольга Чикалина. – Мы с дочкой Дашей впервые на «Ночи в музее», и здешняя атмосфера нам понравилась, Даша даже нарисовала натюрморт». 

В других иркутских музеях акция тоже проводилась платно, стоимость входного билета варьировалась от 100 до 250 рублей. «В Москве все музеи во время акции работают бесплатно, а в Иркутске вход платный. Ну и что? Зато посетители получают столько эмоций и чувств! – комментирует заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин. – Министерство относится с уважением к решению музейщиков на этом заработать, потому что музейное дело – слишком расходное хозяйство. Если появляется возможность получить какие-то средства и использовать их в благих целях – почему бы и нет?»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры