издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уложиться за лето

Энергетики начали готовить тепловые сети Иркутска к следующей зиме

В управлении участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ находится больше пяти сотен километров трубопроводов. За то время, что на улице стоит тепло, их необходимо подготовить к предстоящей зиме. В оставшиеся дни мая и три летних месяца в городе возведут новую тепломагистраль длиной километр, реконструируют отрезок трассы между улицами Кайской и Румянцева, проведут техническое перевооружение двух участков сетей и отремонтируют ещё 25. Иркутским водителям следует готовиться к тому, что часть городских улиц, в том числе загруженную Карла Либкнехта, перекроют. Но, прежде чем сетовать на то, как работают энергетики, нелишне будет вспомнить, что все работы делают исключительно для блага иркутян.

Энергетики начали готовить тепловые сети Иркутска к следующей зиме

В управлении участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ находится больше пяти сотен километров трубопроводов. За то время, что на улице стоит тепло, их необходимо подготовить к предстоящей зиме. В оставшиеся дни мая и три летних месяца в городе возведут новую тепломагистраль длиной километр, реконструируют отрезок трассы между улицами Кайской и Румянцева, проведут техническое перевооружение двух участков сетей и отремонтируют ещё 25. Иркутским водителям следует готовиться к тому, что часть городских улиц, в том числе загруженную Карла Либкнехта, перекроют. Но, прежде чем сетовать на то, как работают энергетики, нелишне будет вспомнить, что все работы делают исключительно для блага иркутян. 

Любые работы, которые летом проводятся на тепловых сетях Иркутска, каждый горожанин может охарактеризовать всего четырьмя словами: перекопали улицу, кладут трубы. У энергетиков, само собой, есть градация: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный и текущий ремонты. Большинство этих терминов понятно на интуитивном уровне, часть нуждается в пояснении. Например, и реконструкция, и техническое перевооружение подразумевают перекладку теплотрассы, только в первом случае диаметр труб меняется, а во втором – нет. Разница между капитальным и текущим ремонтами очевидна, термин «новое строительство» говорит сам за себя. 

Первый ход в сторону кольца

Но обо всём по порядку. Нынешним летом Иркутск ожидает довольно масштабная подготовительная кампания перед осенне-зимним максимумом тепловых нагрузок. В частности, энергетики продолжат проект по возведению тепломагистрали № 4, который не без оснований называют не иначе как грандиозным. 

Для того чтобы оценить его значимость для города, нужно представить, каким образом тепло доходит до 600 тысяч жителей Иркутска и разбросанных по всей его территории больших и мелких предприятий. 

«Мы находимся вот здесь, – с этими словами начальник технического отдела участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ Сергей Воробьёв подходит к карте, висящей на стене кабинета. – А теплоснабжение осущест­вляется следующим образом: вот крас­ной линией идёт магистраль номер два через Глазковский мост, которая затем закрывает часть правобережных районов города. Вторая магистраль, под номером четыре, переходит Ангару рядом с Иркутской ГЭС и закрывает другую часть. Стратегическая задача – связать их через улицу Баррикад». Теплосетевое кольцо позволит существенно повысить надёжность теплоснабжения города: в случае если произойдёт авария на любом из узких мест – одном из двух переходов через реку, – можно будет без проблем подать тепло потребителям по другой магистрали. 

Энергетики реализуют этот проект постепенно. Ещё в 2006 году начались работы по переброске тепломагистрали № 4 на правый берег Ангары. В конце марта 2008-го был сдан вантовый переход, расположенный чуть ниже плотины Иркутской ГЭС по течению реки. В том же году были закрыты неэффективные с экономической точки зрения электрические котельные «Байкальская», «Лисиха» и «Релейная», расположенные в микрорайоне Байкальский. 

Затем работы, связанные с продолжением проекта, были приостановлены на несколько лет, а сейчас их решено возобновить. «Первый ход – строительство участка от улицы 25 Октября до улицы Трилиссера, – объясняет Воробьёв. – Как только он будет закончен, останется перейти через Ушаковку и построить сеть по Баррикад». 

Если взглянуть на карту Иркутска, то может показаться, что протяжённость нового участка теплотрассы не так и велика – четыре городских квартала, примерно один километр. Но тем, кто будет её прокладывать, предстоит перейти оживлённые городские улицы – Байкальскую, в месте пересечения которой с Трилиссера в часы пик образуется затор из машин, и Партизанскую с протянувшимися по ней трамвайными путями. Но водителям, которые уже собрались привычно посетовать на энергетиков, стоит задуматься над тем, что теплотрассу строят в интересах всего 600-тысячного города. «Думаю, почти в каждой иркутской семье есть автомобиль, многие ездят по улице 25 Октября и видят, что квартала деревянных домов, которые там были, уже нет – всё огорожено и стоят башенные краны, – говорит начальник технического отдела УТС Ново-Иркутской ТЭЦ. – Строители ждут, что туда придёт тепло: как только это произойдёт, появятся высотки. Деревянные дома по правой и левой сторонам Трилиссера тоже потеряли свою актуальность: будет теплоснабжение – будут большие красивые современные здания». 

В настоящее время выбирают подрядчика для строительства магистрали. Его определят в мае. А закончатся работы к осени. «Наша задача, как и у всех коммуникационных служб города, уйти с площадки, выполнив благо­устройство, 1 сентября», – подчёркивает Воробьёв. 

Нынешняя летняя кампания не обойдётся без технического перевооружения существующих теплотрасс. Перекладывать будут два участка на правом берегу Ангары. В первом случае трубы поменяют от Сурикова до Канадзавы: магистраль пройдёт по переулку Гершевича, а после перехода через Чкалова – по дворам позади корпусов лингвистического университета. Во втором будет произведено техническое перевооружение участка между двумя коллекторами по безымянной улице в микрорайоне Солнечный, идущей параллельно Байкальской. Кроме того, энергетики реконструируют магистраль по 4-й Железнодорожной между перекрёстками с Румянцева и Кайской. 

По итогам диагностики

«Затраты и объёмы работ по ремонту в три раза меньше расходов на строительство и реконструкцию сетей», – замечает технический директор УТС Ново-Иркутской ТЭЦ Владимир Янышевский, продолжая разговор. Но всё же они не менее важны для подготовки к отопительному периоду. Уточним, что латают сети не только в межсезонье: текущий ремонт выполняется круглый год, так что никто не будет ждать тёп­лой погоды, чтобы ликвидировать нежданный порыв на теплотрассе или повреждение оборудования насосной станции – на их устранение отводится не более 14 дней. Работы, кстати, выполняют сотрудники ЗАО «Байкалэнерго», поскольку участок тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ только следит за состоянием теплотрасс и соответствующего ремонтного персонала у него нет. 

Перечень тех объектов, которые летом будут ремонтировать капитально, составляют по результатам диагностики трубопроводов. Для этого в распоряжении УТС Ново-Иркутской ТЭЦ есть три мобильные лаборатории, напичканные специальным высокотехнологичным оборудованием. К примеру, та из них, что создана на базе фургончика «Форд Транзит», оснащена тепловизором, трассо– и течеискателями, толщиномером, фото– и видеокамерами, лазерным дальномером и многим другим. Одна такая машина обслуживает один район – подразделение, управляющее сетями. В зоне ответственности первого находится Свердловский округ города, второго – Правобережный и Октябрьский, третьего – Ленинский за исключением Иркутска II. 

В каждом из них будет в том или ином объёме идти капремонт тепловых сетей, который уже начался в конце апреля, а завершиться должен к 30 августа. Так, в Ленинском округе работы будут вестись на участках по улицам Пржевальского, Рабоче-Крестьянской и Ярославского, а также в 1-м Советском переулке и между домами № 1 по Ледовского и № 35 по Академика Образцова. В Свердловском отремонтируют отрезки на 2-й Железнодорожной, Звездинской, Кайской, Конева, бульваре Рябикова, в микрорайонах Первомайский и Юбилейный. Предстоит перейти улицу Помяловского чуть выше перекрёстка с Лермонтова. На правом берегу ремонтные работы развернутся в районе улиц Александра Невского, Бабушкина, Байкальской (как неподалёку от одноимённой остановки, так и в районе отеля «Солнце») и Красноармейской.

Магия названия

Традиционно перекопают Карла Либкнехта – отрезок между перекрёстком с Энгельса и переулком через квартал от него. Улица, получившая своё имя в честь известного немецкого социалиста, пользуется дурной славой у энергетиков. Пролегающая под ней теплотрасса находится прямо в створе проезжей части, движение по которой отличается высокой интенсивностью. Проложенный здесь асфальт гигроскопичен и пропускает влагу со всеми реагентами для борьбы с гололёдом, накапливающимися за зиму. Ливневая канализация не способна с этим справиться, вдобавок вода поступает через разрушенную отмостку люков, расположенных на дороге, и недостаточно плотные сопряжения бетонных лотков канала, по которому тянется теплотрасса. «В прошлом году мы вскрыли шесть тепловых камер и констатировали: проходящие под люками трубопроводы страдают от наружной коррозии, несмотря на защитное антикоррозийное покрытие», – рассказывает Янышевский. 

Одним из решений проблемы стала установка немецких чугунно-бетонных люков фирм Meierguss и Buderus. Пусть они стоят дороже традиционных металлических аналогов, зато преимущества с лихвой перекрывают разницу в цене. Во-первых, тяжёлые люки с бетоном внутри не интересуют вандалов и воров. Во-вторых, они герметично закрывают тепловые камеры. В-треть­их, технология монтажа позволяет устанавливать их в любое время года, вдобавок отмостка не разрушается, так что у энергетиков исчезает лишняя головная боль, а водителям не приходится объезжать торчащие на дороге металлические конструкции и образовавшиеся вокруг них ямы. В прошлом году работники «Байкалэнерго» установили около четырёх десятков новых люков в Ленинском районе, в нынешнем году их будут монтировать в Свердловском округе и на улицах по правому берегу. «У нас примерно пять тысяч люков по всему городу и, может быть, сто-двести новых не будут сразу бросаться в глаза, – продолжает технический директор УТС Ново-Иркутской ТЭЦ. – Но мы будем применять новую технологию на улицах с интенсивным движением». 

И добавляет то ли в шутку, то ли всерьёз: «А в случае с Карла Либкнехта у нас есть предложение переименовать улицу. Обычно смена названия даёт эффект». 

Шутки шутками, но сотрудникам УТС ОАО «Иркутскэнерго» и ЗАО «Байкалэнерго», готовящим тепловые сети Иркутска, предстоит сделать немало работы в короткие сроки – за предстоящие три с половиной месяца. А тем подрядчикам, которые будут выполнять благоустройство (в нынешнем году энергетики решили доверить это специализированным организациям), нужно будет уложиться в две недели, чтобы восстановить первозданный внешний вид тех участков, где летом меняли сети. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры