«Семь этажей» Владлена Белкина
Его вдохновение – Дивногорск, его муза – Енисей, его гордость – сибиряки-гидростроители
Простой быт в окружении книг, письменный стол поэта у окна, за которым улицы уже суетливого, шумящего автомоторами Дивногорска. Того самого города, где когда-то таёжную тишину нарушали лишь визг пилы, стук топоров, рокот отбойных молотков. С тех пор он стал родным поэту Владлену Белкину, сумевшему пройти множество дорог на пути к сибирской романтике, но так и не нашедшему в себе сил расстаться с чарующей мощью исполинской Красноярской ГЭС и красотой дивных горных пейзажей, спрятавших среди скал на берегу могучего Енисея уютные улочки. Владлен Белкин своим призванием называет не только многотомье поэтических строк, но и вот эти самые дивногорские улочки, дома, возводившиеся и его руками.
Он продолжает творить. Почти коренной дивногоренной дивногорец. Теперь даже сложно представить, что он сюда приехал издалека. Настолько родным ему стал Дивногорск, настолько близким он стал дивногорцам.
Хотя малая родина поэта тоже в Сибири – в селе Борисовка, позднее переименованном в Щебаркуль, Омской области. Очень быстро началась «колёсная жизнь». Уже в детстве судьба взялась испытывать Владлена на прочность. В десятилетнем возрасте он встретил войну на Киевском вокзале в Москве, где оказался с мамой, ехавшей по распределению на работу в Луцк, на Западную Украину. Успев тогда добраться только до Киева, из горящей под немецкими бомбёжками украинской столицы мать и сын двинулись в эвакуацию. В суматохе потерялся багаж. Так с парой оставшихся на руках чемоданчиков летом 1941-го оказались в донбасском городке Чистякове у родных. А уже осенью снова дорога. Ехали две недели – когда на попутках, когда на открытых железнодорожных платформах – обратно в Щебаркуль. Там будущий поэт и провёл суровые военные годы.
Был ребёнком и потому на фронт не попал. Однако у него сложился свой личный фронт – тяжёлый крестьянский труд в хозяйстве у деда. Тогда научился и сено косить, и землю на лопате двигать, и дрова заготавливать, и за домашним скотом ухаживать, даже роль свинопаса освоил. И по окончании восьмого класса с матерью уехал в Казань, где и закончил школу. Потом – учёба в Ярославском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы. Именно студенческие годы, полные юношеских эмоций, влюблённостей, вложили в руки Владлена Белкина перо стихотворца.
– Слова как-то сами ложились в поэтические строки, – вспоминает сегодня Владлен Николаевич. – Большое влияние на меня оказала поэзия Пушкина – ещё из школьного курса. Зачитывался Блоком, Есениным, Маяковским. Но свои стихи получались всё же другими. В основном с лиричным содержанием. Язык был разным – когда нежным и ровным, а когда ритмичным, энергичным, напористым. Стихотворчество тех лет называю «диким». Однако уже тогда появился мой первый слушатель и читатель. Стихи воспринимались с интересом, и не только товарищами по студенческой скамье. Среди людей с известными фамилиями, посещавших местную организацию молодых литераторов, мой дебют заметил и, можно сказать, благословил поэт-песенник Лев Ошанин, автор легендарной «Эх, дороги, пыль да туман». Мне вообще в жизни везло встречать хороших людей. Их поддержка – словно поручни на крутой лестнице судьбы.
Испытаний на долю Белкина выпадало немало. Пытливая душа поэта настойчиво искала настоящего трудного дела. После окончания института в 1952 году успел поработать и сельским учителем, и журналистом в заводской многотиражке, и клубным работником, и даже инспектором по музеям Ярославля. Довелось и в армии послужить. В 1954 году неугомонный Белкин по комсомольской путёвке рванул в Северный Казахстан – поднимать целину. Работал в совхозе «Москворецкий». Полученный опыт лёг в основу написанной через десять лет документальной поэмы «Первоцелинники».
Жизнь и стихи сплелись в одну нить. Сегодня, с высоты прожитых лет, Владлен Белкин насчитывает семь условных этажей в развитии своего творчества, широте мировоззрения. И первым из них, положившим фундамент уже зрелой поэзии, стал Дивногорск. Именно здесь поэт обрёл то, что неистово искал прежде, – настоящую жизненную школу. В итоге рождавшиеся под звон комаров и грохот бульдозеров стихотворные строки пронизали всю дальнейшую судьбу.
– В 1956 году, случаем узнав о далёкой сибирской стройке Красноярской ГЭС, решил посмотреть на это чудо, – возвращается к заветным страницам своей памяти Владлен Белкин. – Никогда не забуду, как ослепили душу яркие краски осенней тайги. После привычных с юношества бескрайних полей средней полосы России, целинных казахских степей горные кручи, укутанные в таёжный бархат на зеркале Енисея, вонзились своими вершинами в самое сердце. И приковали навсегда.
Помнится, был готов взяться за любую работу – лишь бы остаться. Тем более навыков хватало. Узнав о моём учительском прошлом, меня пригласили преподавать в вечернюю школу рабочей молодёжи. Строилась плотина, начинал подниматься молодой Дивногорск. Строителям нужны были знания.
Белкин берётся вести сразу несколько предметов. Но не останавливается и на этом. Вскоре устраивается в строительную бригаду, где работали его ученики. Каменщиком. И, засучив рукава, начинает осваивать новую для себя профессию. Он строит Дивногорск. Наверное, не было бы сегодня пронзительных стихов Белкина, если бы не тот смелый шаг поэта на строительную площадку. За десятилетие вместе с товарищами он поднял с нулевого цикла до кровли несколько крупных объектов, в числе которых дивногорский гидротехнический техникум, школа-интернат.
В те годы труд строителей чем-то напоминал шахтёрский, разве что на поверхности. Вместе с бригадой Белкин рубил просеку, бетонировал дороги, вгрызался инструментом в мёрзлую сибирскую землю. Ну а сам жил в маленьком одноэтажном домике с печным отоплением и щелистыми стенами, без водопровода. О такой трудовой романтике и скромном быте он потом выразительно напишет в своём стихотворении, посвящённом супруге.
Впрочем, вклад не остался незамеченным. Страна оценила – и в 1973 году Владлен Белкин был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
– Работали не за награды – по зову души, – подчёркивает Белкин. – Наша бригада была небольшой – человек 10–15. Здесь за чью-то спину не спрячешься. Все на виду. Лоботрясы у нас не задерживались. Даже женщины нагружали себя – таскали брёвна, кирпичи, месили бетон. Помню, испытывал от этого какую-то неловкость. Всё-таки это мужская работа.
Трудовой подвиг поэт воспевал в стихах. О том, как ложился фундамент, как ломались отбойные молотки под упорством мёрзлого грунта, как почерневшие от копоти стройплощадок рабочие укладывали слои рубероида на плоских крышах. Героем лирики Белкина стал рядовой строитель. В этом образе поэт черпал неизбывное вдохновение:
Я обретал себя в бригаде.
И от артельного огня
шли чередой в мои тетради
тревоги прожитого дня.
Впервые имя Владлена Белкина появилось на страницах краевых газет и альманаха «Енисей» в начале 1960-х годов в рубрике «Стихи строителей Красноярской ГЭС» с указанием рабочей профессии автора – строитель.
В 1961 году выходит первая книга летописи Красноярской ГЭС и города Дивногорска «Потомки Ермака». Позднее в Москве и Красноярске были изданы несколько лирических сборников поэта. В книгах его стихов «Трава на камне» (1966), «Дивногория» (1971), «Строгий август» (1974), «Таёжная улица» (1975), «Простые истины» (1978), «Город-песня» (1981) основными героями стали простые рабочие.
Писал и о людях-легендах, посещавших строительство Красноярской ГЭС и Дивногорска. В дни перекрытия Енисея здесь побывали Константин Симонов, Вера Кетлинская, Борис Полевой, Роберт Рождественский, Александр Безыменский, Марк Сергеев, Казимир Лисовский и другие. Стихи на стройке пользовались особым почётом. Их читали, о них спорили в перерывах между рабочими сменами, у ночных костров.
Приезжал в Дивногорск и участвовал в укладке первого кубометра бетона в правобережный котлован Юрий Гагарин. Владлену Белкину запомнилось крепкое пожатие его руки. Потом родились такие строки:
А он уже среди бригады
в ладонях весело сжимал
обыкновенную лопату
невозмутимо, как штурвал.
И ухнуло со всех сторон
тысячегласно и едино,
и в основание плотины
пошёл гагаринский бетон.
Позднее поэтическая палитра Белкина вместила в себя и сложные раздумья о судьбах Родины, и философские поиски истины. Выходят его книги «Угол зрения» (1985), «Кто ты на этом свете?» (1989), в перестроечные и постперестроечные времена изданы три книги поэтической летописи «Дни великой смуты»: «Во лжи над пропастью», «Окаянные годы», «И дух, и меч».
Но Дивногорск по-прежнему остаётся в числе главных лирических героев. В 1996 году в Красноярске была издана книга «И век и вечность…» – поэтическая быль о стране Дивногории. Во вступлении автор пишет: «Книга приурочена к сорокалетию начала строительства Дивногорска, а следовательно, и Красноярской ГЭС. При отборе стихотворений намеренно ограничил себя не только темой, но и временем. Это в основном то, что писалось в гуще событий 60–70-х годов. Каждая строка – живое свидетельство тех лет: так мы думали, так чувствовали, так жили».
Неотглаженный и горластый,
работящий и гулевой,
между сопок и скал клыкастых
дерзко втиснулся город мой!
В последнее время Белкин всё чаще задумывается о том, что такое человек на ладони вечности. Уже издана поэтическая летопись-исповедь «Быть!». А в работе новая книга «Путь…» – попытка на опыте своей жизни найти ответы на вечные вопросы.
– «Кто ты на этом свете? Кто ты? И для чего?!» Человек тогда становится человеком, а точнее, человеком-творцом, когда начинает мучить себя такими вопросами, – убеждён поэт. – Хочется в своём осмыслении прошлых времён и дня сегодняшнего оставаться оптимистом. «Но надо и во мгле уметь душой тянуться к свету и в пораженье разглядеть грядущую победу».
Из досье «СЭ»
Владлен Белкин трижды избирался депутатом городского совета народных депутатов Дивногорска. В 1975 году принят в члены Союза писателей СССР. С 1959 по 1989 год – ответственный секретарь краевой писательской организации Союза писателей СССР. В 1996 году ему присвоено звание «Почётный гражданин города Дивногорска». В 2002 году награждён знаком «Почётный работник культуры Красноярского края». Имя его занесено на Доску почёта ветеранов-строителей Красноярской ГЭС.