Главный диспетчер – должность непростая
Исполняющий обязанности технического директора Касьяновской обогатительной фабрики, что в городе Черемхове, Владимир Иванов и начальник основного производства Анатолий Браташ в ответ на мою просьбу подсказать достойную кандидатуру, о ком можно было бы написать для газеты «Сибирский энергетик», задумались на несколько секунд, посмотрели друг на друга и одновременно сказали: «Ольга Макарова».
– Пойдём, провожу, – сказал Анатолий Павлович, и мы по длинным коридорам и галереям отправились в помещение, где располагается главный пульт управления. – Она, конечно, человек занятой, и обязанности у неё сложные, но попробуем пообщаться, не сильно отвлекая её от работы.
Пришли. От Ольги Викторовны как-то сразу повеяло теплотой и обаянием. Вот не поверите, словно лучится теплотой эта… хотел написать – женщина. Но как-то пальцы сами на клавиатуре набрали слово «девушка». Ну и пусть остаётся. Тем более что похожа она даже не на девушку, а на озорную девчонку. Не школьницу, конечно. Но бывают такие девушки, которых и возраст ничуть не портит. Впрочем, о возрасте говорить не будем, не принято вроде бы. Она знает, сколько ей, а мы оставим это в тайне.
Ольга Макарова пришла на Касьяновскую обогатительную фабрику двадцать два года назад. После школы поступила в Черемховский горный техникум на отделение обогащения полезных ископаемых. Были, конечно, и другие мысли после окончания школы, но родители стеной встали – дальше Черемхова не отпустим! А она сильно и не сопротивлялась. Почему бы и нет? Чем горный техникум-то плох?
– В то время, когда я выбирала специальность, – рассказывает Ольга Макарова, – все профессии, связанные с угледобычей, были престижными. Поступила в техникум я легко. Так же легко и училась, хотя поначалу было сложновато, конечно. Всё-таки совершенно новая сфера, производство, обогащение угля – для девчонки после школы было непросто разобраться. Но как-то так сложилось, что понять всё сумела и училась с удовольствием и интересом. А после окончания техникума сразу и пришла работать на фабрику.
И вот уже двадцать два года она здесь. Изучила за это долгое время весь технологический процесс до тонкостей, знает практически всё не в теории. К теоретическим знаниям, полученным в техникуме, добавились знания практические, и это сделало её специалистом, мастером, знатоком своего дела.
Год назад предложили Ольге долж-ность оператора главного пульта управления обогатительной фабрикой. Название довольно мудрёное, но по сути оно подразумевает работу диспетчера. Именно к ней стекается вся оперативная информация о том, что происходит на фабрике – на каждом её участке и в любой момент времени. Понятно, что такой объём информации сложно держать в мыслях постоянно. Ведь практически каждую минуту с каждого производственного участка ей звонят, докладывают, ставят в известность. За время нашей недолгой беседы раз тридцать звонили разные телефоны, она отвлекалась от разговора, записывала цифры, вносила их в график, обаятельно улыбалась, словно извиняясь… Но ухитрилась и о себе всё рассказать, и ничего из рабочего процесса не упустить.
На столе перед Ольгой Макаровой огромный лист бумаги – график, в котором диспетчер должен фиксировать всё, что происходит на фабрике. Причём происходит поминутно. Заполнять бланк надо оперативно и скрупулёзно, ничего не перепутав. С этим она справляется легко – аккуратная, вдумчивая. По заполненным ею бланкам любой, кто знает работу обогатительной фабрики, за несколько минут может составить точное представление о том, как шла работа за смену. И не обязательно бегать по производственным участкам.
– Я по старой привычке просыпаюсь рано, – рассказывает начальник основного производства фабрики Анатолий Павлович, – и сразу же звоню на фабрику оператору главного пульта. Мне называют несколько цифр, и я пол-
ностью представляю себе, как шёл технологический процесс за двенадцать часов ночной смены. Я здесь не оригинален – все руководители производства первым делом интересуются у диспетчера несколькими цифрами, на основании которых делают вывод о том, как шла работа. Ольга Викторовна всегда предоставляет нам цифры оперативно и точно. В своей работе она толк понимает.
Двадцать два года на фабрике, где выполняется обогащение угля, это, конечно, серьёзно. Что говорить – это не в беленьком халате в светлом кабинете сидеть. Обогащение угля работа сложная, серьёзная, не совсем чистая и тяжёлая. Одни ночные смены чего стоят. Попробуй двенадцать часов провести без сна, постоянно хватаясь за телефоны, которые звонят поминутно. Причём нужно ведь не просто отвечать на звонки, но всю информацию усваивать, запоминать, записывать. Не каждый человек годится на такую должность, темпераменты и характеры у всех разные.
– Мне очень нравится эта работа, – говорит Ольга, – я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. Ну да, тяжело порой. Но зато очень интересно. Настоящее живое дело, работа с людьми, сознание ответственности и причастности к большому и важному делу. По крайней мере, за все эти годы у меня ни разу не возникало желание уволиться, найти другую работу, сменить профессию. Мне нравится коллектив, я здесь как-то сразу пришлась ко двору. Вижу, что мне доверяют, и стараюсь это доверие оправдывать.
В общем, на работе у Ольги Макаровой всё хорошо. Полный порядок у неё и дома. Муж Евгений, сотрудник охранной службы «Иркутскэнерго», старается помочь, поддержать словом и делом, с пониманием относится к трудной работе жены и её ночным сменам. Сын, восьмиклассник Антон, тоже стремится помочь маме, многое в доме берёт на себя. В конце концов, маме ведь, например, после ночной смены и поспать нужно, отдохнуть, а для этого ей необходимо обеспечить хотя бы тишину и покой. И обеспечивают. А когда такая поддержка имеется, то всем в семье как-то и живётся легче – каждый делает своё дело, из которого складывается общая жизнь семьи. И всем хорошо. И не тяжко.
– Я ничуть не жалею, что жизнь сложилась именно так, – подводит Ольга Макарова итог нашей беседе. – Уверена, что если бы была возможность как-то пересмотреть жизнь, начать всё сначала, я бы ещё раз выбрала Черемховский горный техникум и Касьяновскую обогатительную фабрику. Я просто чувствую, что нужна здесь, меня ценят, уважают, я работаю на совесть и для людей.