Здоровье онлайн
Интернет делает нашу жизнь всё более удобной и комфортной. Многие уже давно, не выходя из дома, оплачивают коммунальные платежи, совершают покупки, бронируют и приобретают авиабилеты и т.д. Медицина тоже старается не отставать от инновационных стартапов. Впрочем, диагностика заболеваний онлайн пока невозможна, оно и к лучшему – всё-таки врач должен видеть пациента лично. Но вот записаться на приём к специалисту, на сдачу самых разных анализов или исследования, а впоследствии и получить результаты уже вполне реально через Интернет. По крайней мере Иркутский диагностический центр (ИДЦ) предоставляет такую возможность. Наш корреспондент зарегистрировал личный кабинет на сайте ИДЦ и испытал на себе все преимущества новых интернет-технологий в медицине.
Приватность согласно федеральным законам
Уверена, что в Иркутский диагностический центр обращался хотя бы раз практически каждый житель нашей области. За 15 лет деятельности учреждение заработало заслуженную репутацию медицинского центра, которому можно доверить самое ценное, что есть у человека, – здоровье. Немаловажно, что поликлиники и больницы Иркутска и области имеют возможность направить сюда пациентов на анализы и сложные исследования в рамках программы государственных гарантий, то есть бесплатно.
В 2008 году благодаря иммунологу ИДЦ и прописанным им препаратам мой сын перестал болеть, хотя около полутора лет простудные напасти одолевали каждый месяц, адаптация к детскому саду чересчур затянулась. С тех пор ОРВИ повторяются не чаще двух-трёх раз в год, и я до сих благодарна врачам ИДЦ за найденное когда-то правильное решение проблем здоровья моего сына.
Весной и у меня возникла необходимость в некоторых исследованиях. 9 часов утра, понедельник. Надо взять талончик в терминале и ждать вызова к одному из окон в регистратуре. Сервис – как в банке. Я по достоинству оценила ряды удобных диванчиков и саму электронную запись (раньше пациенты вставали к тому окну, где очередь им казалась меньше), но психологически было трудно примириться с тем, что ожидание неизбежно – даже при условии, что очередь движется быстро. Решение пришло мгновенно: я вспомнила, что на официальном сайте ИДЦ по адресу: http://www.dc.baikal.ru/, есть раздел «Личный кабинет». Эту услугу Иркутский диагностический центр предоставляет с конца 2012 года. Сервис уже прошёл тестирование и, как оказалось, отлично себя зарекомендовал среди пациентов.
Интернет-решение оказалось и надёжным, и удобным. Регистрация заняла несколько минут. Спустя сутки на мобильный телефон пришло СМС-сообщение: «Уважаемая Алёна Анатольевна, ваш электронный кабинет активирован. Вы можете зайти на него на сайте». Следом шли номер договора и пароль на первый вход. Было и предупреждение: в течение месяца необходимо заключить договор с ИДЦ, иначе доступ в «Личный кабинет» будет заблокирован. Договор я заключила через несколько дней в регистратуре, процедура заняла около трёх минут. Понравилось, что пароль можно сменить на свой, более лёгкий для запоминания.
Как оказалось, идея создать онлайн-сервис возникла довольно давно.
– Мы писали этот проект своими силами. Было полностью реализовано наше видение – как это должно быть с точки зрения имеющегося программного обеспечения, а также удобства наших пациентов, – рассказывает Елена Фёдорова, заведующая регистратурно-диспетчерским отделом ИДЦ. – На реализацию проекта ушло около года. Мы сделали так, чтобы пациенты могли не только самостоятельно записываться на исследования и консультации, но и получать результаты. В договоре, подписываемом пациентом и ИДЦ, мы предусмотрели все нужные пункты для такого рода договоров, учли все федеральные законы, необходимые при оформлении подобных сервисов, ведь здесь речь идёт о защите персональных данных пациентов. В первую очередь это 152-й и 323-й федеральные законы.
Просмотрев внимательно договор, я убедилась, что в нём прописан весь порядок работы в «Личном кабинете». При первых выходах в «Личный кабинет» пациент получает необходимые уровни доступа, ну а уже после подписания договора возможности становятся максимально полными.
– Это обязательное условие пользования «Личным кабинетом»: мы предоставляем доступ к информации о здоровье пациента и должны обеспечить получение её только теми лицами, которые имеют на неё законное право, – поясняет Елена Фёдорова.
Сохранность личных данных в такой деликатной сфере, как здоровье, имеет большое значение. Так что договор – это не прихоть администрации Иркутского диагностического центра, а необходимость, утверждённая на законодательном уровне.
Улучшенная версия: совсем скоро
Какие же возможности даёт «Личный кабинет» Иркутского диагностического центра? Можно записаться на исследования, при этом в инструкции к каждому даётся описание подготовки – например, натощак, диета с исключением газированных напитков, фруктов за три дня до исследования и т.д. Нет необходимости специально ехать за результатами анализов и исследований – их все можно распечатать дома или на работе, был бы принтер под рукой. Это очень удобно, так как экономит время, не требует дополнительной консультации с врачом. Все результаты анализов и исследований будут храниться в «Личном кабинете» бессрочно, это так называемая электронная карта пациента, и при необходимости к ним можно будет возвращаться и распечатывать повторно.
Родителей в первую очередь волнует, а возможно ли сделать «Личный кабинет» для ребёнка – чтобы можно было малыша записывать на удобное для мамы и детского режима время. Рассказывает Елена Фёдорова:
– Сейчас IT-отдел ИДЦ как раз ведёт работы по улучшению сервиса, в ближайшее время выйдут обновлённые версии «Личного кабинета». В новой версии предусмотрен этот важный пункт – подключение всей семьи к единому кабинету. Мы понимаем, что таким образом сэкономим время не одного человека, а нескольких членов семьи. Второй важный момент, к которому мы готовимся, – оплата услуг через Интернет. В нашу кассу очередей почти не бывает, но многим пациентам удобнее оплачивать услуги кредитной или дебетовой картой, не выходя из дома.
Стоит заметить, что через «Личный кабинет» можно записаться только на исследования, которые пациент хочет пройти по собственной инициативе. На услуги, предоставляемые по квоте, запись ведётся непосредственно в поликлинике (в ЛПУ также есть возможность записывать желающих онлайн). Но при этом пациент имеет доступ ко всей электронной карте, ко всем исследованиям, будь они для него платные или бесплатные. А врачи поликлиники, давшей квоту, имеют право видеть результаты только тех анализов, что были назначены по квоте. Всё остальное является приватной информацией пациента. Точно так же нельзя записаться на операцию (ИДЦ предоставляет и такие услуги), если больного не осмотрел врач. Всё остальное совершенно доступно.
Сегодня к сервису онлайн подключено более 17 тысяч пациентов Иркутского диагностического центра. Конечно, это небольшой процент, ведь в клиентской базе центра более 1 150 000 человек. Среди активных пользователей в основном молодёжь, те, для кого Интернет и пластиковые карты – норма жизни, хотя в последнее время регистрироваться на сайте стали люди среднего и пожилого возраста. Ведь к хорошему, как говорится, быстро привыкаешь. А здесь и просто, и удобно, и надёжно.