Плакаты первой мировой войны покажут иркутянам
В музее истории города Иркутска 15 мая в 16 часов состоится открытие выставки «Неизвестная история: плакаты первой мировой войны». Как сообщила специалист музея по связям с общественностью Ольга Проскурикова, на выставке будут представлены копии лубочных картинок и рекламно-благотворительных плакатов, изданных в России в период первой мировой войны 1914–1918 годов, из фондов Государственного центрального музея современной истории России.
В Государственном центральном музее современной истории России хранится более 1000 лубочных картинок и рекламно-благотворительных плакатов, изданных в России в период первой мировой войны 1914–1918 годов. Лубочная картинка начала ХХ столетия представляла собой информационно-пропагандистское издание, состоящее из иллюстрации, чаще всего выполненной в специфической, стилизованной под народную манере, и развёрнутого текста, стихотворного или прозаического. Со старым лубком лубок начала ХХ века роднили лаконизм изобразительных средств, грубоватый штрих, яркая раскраска, нарочито изменённые пропорции и перспектива.
В годы первой мировой войны продолжалось развитие русского лубка. Различают несколько основных видов лубочной картинки военного времени. Во-первых, это так называемый военно-событийный лубок. Он состоял из изображения батальной сцены и пояснительного текста о военном событии – сражении, походе, подвиге.
По военно-событийному лубку можно проследить боевые действия русской армии. Преимущественно такие лубки прославляли победы русского оружия. Множество лубков посвящено действиям союзников России – французов, англичан, бельгийцев. Художественное решение лубка за годы войны эволюционировало от стилизаций под народный примитивизм к реалистическому изображению.
Во-вторых, сатирический лубок, приблизившийся в это время по характеру к газетно-журнальной карикатуре и создаваемый чаще всего художниками, работавшими в этом жанре. Некоторые издательства специализировались исключительно на сатирическом лубке. В-третьих, лубок портретный, доносивший до народа внешний облик российских военачальников, героев боевых действий, руководителей союзных держав. В годы первой мировой войны получает распространение и лубочная картинка с картой театра боевых действий.
Такие картографические лубки также часто создавались с элементами сатиры. Военный лубок пользовался широкой популярностью: его можно было увидеть в казарме, крестьянской избе, школе, на постоялом дворе. В России в начале ХХ века существовала мощная полиграфическая база для печатания художественных изданий. Лубки печатались в издательствах Петрограда. Самым известным и крупным из них было издательство Ивана Сытина.
Правительство, учитывая популярность лубка, особенно в полуграмотной среде, поощряло издательства, печатавшие лубки. Проводились выставки художественной печатной продукции. Развитие лубка в период первой мировой войны во многом предварило будущий расцвет и стилистику советского плакатного искусства. Были обозначены художественно-образный ряд, постоянный набор символов и знаков, многие из которых дожили до наших дней. Это образы Родины-матери, воина-богатыря, защитника Родины.