издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И огненная пуджа тебе в помощь!

В дацане Тубдэн Даржилин прошёл редкий буддийский обряд

На Будду надейся, а сам не плошай. Примерно так можно сформулировать смысл обряда поклонения духам огня, который прошёл в усть-ордынском дацане в минувший вторник, 6 мая, – на этот день в нынешнем году выпал очередной день рождения Будды, дата которого «плавает» по лунному календарю и празднуется в восьмой день четвёртого месяца. Обряд назывался жинсрэг, или огненная пуджа, и служил для встречи людей у жертвенного огня с духами рек, гор и лесов – считается, что они спускаются к огню, выслушивают просьбы людей и помогают им в начинаниях. Не столько за обрядом, сколько за особенностями отношения местного населения к буддизму в наших бурятских землях наблюдал «Иркутский репортёр».

Вот с погодой действительно повезло. Уже на следующий день разверзлись хляби небесные, повалил снег и вообще вернулась зима. А накануне этого природного катаклизма, утром 6 мая, над бурятской беспокойной степью царила благодать – пасмурно и безветренно. Видимо, духи действительно благоволили проведению обряда, так как не было обычных для этих мест погодных крайностей – ни резкого холодного ветра, ни палящего солнца, от которого в степи негде укрыться. 

Обряд проводился в самом молодом дацане области – Тубдэн Даржилин (репортаж «Добро пожаловать в Тубдэн Даржилин!» о его открытии «Иркутский репортёр» опубликовал 6 августа 2011 года). Примечательна тяжёлая судьба молодого буддийского храма – идея о его создании возникла ещё в конце прошлого века, когда в Усть-Ордынском Бурятском округе зарегистрировали первую после советского периода истории страны буддийскую общину. В 1991 году даже предприняли попытку строительства дацана, уже был выделен участок земли неподалёку от посёлка Булуса, но начавшуюся стройку быстро свернули из-за отсутствия финансирования. 

Десять лет назад инициативная группа буддистов-энтузиастов Эхирит-Булагатского района снова вышла с этим предложением, нашла финансирование в лице нескольких местных бизнесменов и всё-таки заложила первое бревно в основание нового дацана. К слову сказать, Тубдэн Даржилин был объявлен прямым правопреемником недостроенного храмового комплекса около Булусы, и в знак памяти первое культовое строение, сахюсан-дуган, в котором находятся духи – хранители дацана, был построен из бруса, заготовленного для булусинского дацана. Завершение возведения основных построек Тубдэн Даржилин было прямой заслугой Саян-ламы, приехавшего курировать строительство храма из Иволгинского дацана. Видимо, именно поэтому проведение огненной пуджи доверили ему. Впрочем, «Иркутскому репортёру» озвучили и другую версию – среди лам Тубдэн Даржилин просто не было специалистов, знакомых с тонкостями проведения древнего обряда, поэтому пришлось обращаться за помощью к более опытным коллегам из Иволгинского дацана.

Обряд жинсрэг берёт начало с берегов Ганга и со времён зарождения раннего буддизма. Для его проведения на берегу священной реки разводился жертвенный огонь, в котором сжигали семена злаков – делали подношение духам огня. Считалось, что на место, где проводится обряд, приходят хозяева рек, гор, лесов и полей, чтобы принять дары людей и выслушать их просьбы. Пользуясь милостью богов, люди могут избавиться от кармических препятствий, хронических болезней и порчи. С практической точки зрения, обряд помогает в устранении препятствий долгой жизни и благоприятствует началу новых дел.

В Россию обряд пришёл из Тибета, и до революции его проводили во многих дацанах Бурятии, в том числе и в Прибайкалье. Последние сто лет жинсрэг на территории России не проводился… «Иркутскому репортёру» удалось поговорить с настоятелем усть-ордынского дацана саян-ламой перед самым обрядом. 

– Расскажите, что сегодня будет происходить? Когда обряд в последний раз проводился до этого?

– Если совсем официально, то в Усть-Орде обряд проводится вообще впервые. Это подношение духам огня. Основной смысл – очищение. Для обряда используются несколько ингредиентов – злаки, ветви ивы, травы. Все символизируют очищение от разных негативных состояний, каждый – от своего. На месте проведения обряда рисуется мандала – это дом для духов, дворец пребывания божества огня. Чтением мантр мы его приглашаем в дом и начинаем делать подношения. В жертвенном огне сжигаются подношения и топлёное масло. 

– Для чего проводится обряд?

– Как я уже сказал, для очищения. Его читают, чтобы начать какие-то дела, убрать препятствия этим делам. Это устранение препятствий в разных ипостасях человеческой деятельности. Образно говоря, существует шесть миров – боги, полубоги, люди, животные, преты, или голодные духи, духи умерших, оставшиеся жить среди людей… И получается, что у всех есть свои препятствия на пути к просветлению. И эти препятствия мы устраняем у жителей округа и вообще Иркутской области, чтобы они достигли желаемого, счастья, удачи. Обряд сам по себе очень сильный, но чтобы ещё более его усилить, мы провели на территории дацана затворничество.

– Что это такое и как оно выглядело? 

– Строгое затворничество, когда ламы садятся в ретрит, знаете? Ну, это удаление от общества, посвящённое духовным практикам… В общем, чтобы было понятно, это уединённая коллективная медитация. И неделю мы провели в строгом затворничестве – в прошлый вторник вошли в ретрит и только сегодня утром вышли. Это очень усилит действие обряда, и сама огненная пуджа является как бы продолжением и завершением медитации. Если неправильно начитал мантры, если была плохая визуализация, если были нарушения в клятвах и обетах – всё это очищается. Неделю мы просидели в круге в этой юрте, и сюда никто не имел права входить. 

– Опишите, как будет проходить сегодняшний обряд.

– Мы рисуем дворец божества, собираем разные злаки – кунжут, рис, пшеницу, горох, овёс, ещё нужны ива, травы, топлёное масло. В начале обряда приглашаем духов во дворец и начинаем подношения – они сгорают в жертвенном огне. В этот момент в огне сгорают наши неведение, препятствия, неудачи и несчастия. Второй этап подношения – когда препятствия убираются, идёт дарование силы – силы здоровья, силы добродетели, силы удачи… Будет очень много топлёного масла – это символ богатства, чтобы расцветала наша Усть-Орда. 

– На ваши обряды собирается очень много людей, в том числе любопытствующих, далёких от буддизма. Как вы к этому относитесь?

– Буддизм – толерантная религия. В нашей жизни все страдают. Все живут в сфере желаний – кто-то чего-то хочет достичь, кто-то болеет, кто-то хочет куда-то поступить… Наша задача – помочь, и мы принимаем к себе всех. Приходит человек, он придерживается христианской веры – ну и пусть смотрит на меня как на врача, а не как на священнослужителя иной религии. Сама основа пребывания в храме состоит в том, чтобы помочь человеку в его проблемах, а не сделать его своим приверженцем, новообращённым. 

– А как на бурятской земле вы соседствуете с шаманистами?

– Нормально, дружно, с пониманием. Если нужно провести какие-то национальные обряды – мы отправляем к шаманам. Если к ним приходят лечиться – они отправляют к нам… Сотрудничество у нас. 

Обряд проходил в камерно-театральном стиле. Для алчущих благодати и очищения «покоем» поставили струганые лавки в несколько рядов, оркестровую яму представляли ламы Тубдэн Даржилин, читающие мантры и сопровождающие молебен стуком в обрядовый бубен, звоном колокольчика и заунывным дудением в витую морскую раковину. Место за мандалой занял саян-лама, перед проведением обряда прочитавший краткую напутственную речь: 

– Этот обряд – устранение всякого негатива, препятствий, болезней. Огонь на нашей земле – это сакральное явление, он возжигает в наших сердцах удачу. Если у кого-то из вас есть препятствия – не только у вас, но и у родных, у детей – нужно думать и о них тоже. На огонь также идут голодные духи, духи умерших. В огне очищается их негатив, их грехи и заблуждения. Они проходят очищение и уходят в новое перерождение – также имейте это в виду. В обряде будет использовано много масла – это символ богатства. Ветви ивы – святая вода для огня. Кунжут очищает неведение. Злаковые очищают всякого рода омрачения и в то же время даруют удачу и силу. Каждый должен сосредоточиться на своём, чтобы убрать то препятствие, которое ему мешает. 

Буддийские обряды проходят однообразно и монотонно, что позволяет присмотреться к публике поближе и даже углубиться в небольшие подсчёты. На момент начала огненной пуджи присутствовало 146 человек, из них только восемнадцать русских. Подавляющее большинство представляли жители самого Усть-Ордынского, но достаточно много было и приехавших из областного центра – об этом можно было судить по количеству приходящих с ближайшей остановки маршруток. Семь детей до десяти лет, девять журналистов, фотокорреспондентов и операторов. Одна туристка из Москвы, увязавшаяся за своими бурятскими друзьями. Забавно, что, заходя перед обрядом в помещение самого дацана (обряд проводился под открытым небом), многие представители бурятского народа автоматически, по привычке, молились в шаманистской традиции, держа открытую ладонь одной руки торчком перед грудью – в буддизме на груди складывают друг к другу обе ладони.

Завершение обряда обещали до наступления темноты. Закончился он куда быстрее, заняв около двух с половиной часов. Следуя советам лам, многие приезжие забирали домой головёшки из жертвенного костра – их рекомендовалось повесить над входной дверью на счастье и для охраны жилища от злых влияний. «Иркутский репортёр» ещё раз зашёл к саян-ламе, чтобы узнать его мнение о ходе обряда. 

– На ваш взгляд, обряд прошёл удачно? 

– Нормально. Прочитали. Мы же чувствуем, что прошло всё хорошо. Иногда бывает, что-то не задаётся, всё рушится, ломается, сплошные препятствия, словно что-то мешает проведению. А сегодня практика прошла нормально, на улицу вышли – всё сделали, всё хорошо? 

– Обряд проводится на удачу в течение какого-то времени – на месяц, на год?

– Нет, не так. Сама суть обряда состоит в том, что у вас есть какая-то конкретная проблема – например, хотите получить продвижение по службе. Вы всё для этого сделали, но что-то не получается. Мешает какое-то препятствие. Мы сделали обряд, всё прошло успешно. А дальше – ваша жизнь. Некоторые приходят – и сидят, смотрят по сторонам, ждут благодати. А главное в нашей жизни – конкретика. Откуда я знаю, какие у вас проблемы? Вы сами должны их сформулировать. 

Так что люди, неохотно разъезжавшиеся из дацана, незримо делились на две группы – те, кто приехал решить конкретные проблемы, и те, кто приехал просто прикоснуться к сакральным святыням буддизма. Хочется верить, что и у тех и у других всё будет хорошо.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры