Служили два товарища
«Спасибо! Вечерком обязательно позвоню!» – сжимаю в руке записку с телефоном Льва Николаевича и тут же ёжусь под строгим взглядом сотрудницы кадровой службы. Нет? Нельзя? Почему? Что значит «плановый созвон»?
Лев Николаевич Смирнов, ветеран, директор Автозаводской ТЭЦ с 1981 по 2001 год, – личность в Нижнем Новгороде легендарная. Прошёл путь от начальника смены машинного цеха, дежурного инженера станции, заместителя начальника машинного цеха по эксплуатации, начальника машинного цеха до директора Автозаводской ТЭЦ. Коллеги называют его «героическим человеком». Этот эпитет как нельзя точно описывает сущность его деятельности. С момента прихода на предприятие и до нынешних дней, уже будучи на пенсии, он живёт жизнью АТЭЦ.
Но из-за напряжённой работы, непростой двадцатилетки, которая «досталась» Льву Николаевичу, здоровье не выдержало. Вот уже несколько лет, как он стремительно теряет зрение. «Почти ничего не вижу, – вздыхает он. – Ну да на то они и верные друзья-товарищи-коллеги, чтобы не бросить в трудный час! У нас с Михаилом Исааковичем ежедневно «контрольное время» с 18.00 до 19.00. В этот час мы откладываем все свои дела, созваниваемся, обсуждаем всё, что происходит в районе, городе, стране, мире, даже книги читаем. Теперь мой друг – мои глаза…Таких удивительных людей поискать! Сколько же лет мы вместе, бок о бок проработали…»
Речь идёт ещё об одном ветеране Автозаводской ТЭЦ, который также стоял у истоков предприятия, отдал электроцентрали более 50 лет, долгое время трудился на должности главного инженера АТЭЦ, – Михаиле Исааковиче Хайтуне. «Я знаю Льва Николаевича с самого первого дня его поступления на ТЭЦ ГАЗа, – рассказывает Михаил Хайтун. – Это замечательный человек, очень честный, добросовестный, преданный делу, который самозабвенно любит свою специальность. Руководя крупнейшей ТЭЦ в Нижегородской области, он с большим знанием дела, очень ответственно относился к своим обязанностям. Очевидно, что на нас лежала огромная ответственность, – добавляет Михаил Исаакович. – Надо было постоянно соответствовать требованиям времени, делать так, чтобы ТЭЦ развивалась, опережая развитие завода и в то же время бесперебойно снабжая теплом и ГАЗ, и жителей двух огромных районов Нижнего Новгорода. ТЭЦ стабильно работала даже в самые тяжёлые годы. Благополучно пережила перестройку. Со временем оборудование на ТЭЦ старело, много сил было приложено к тому, чтобы начать модернизацию».
«В 1990-е это делать было сложно: на производство «ГАЗелей» на заводе еле наскребали денег, – вспоминают ветераны. – Мы получили инвестиции в строительство ТЭЦ, но этим помогли и заводу. Многое было сделано для горожан. Не было перебоев с отоплением, горячей водой даже в самые тяжёлые времена – для завода, района это было очень важно».
Нелёгкие были времена, но руководители ТЭЦ уделяли большое внимание рационализаторской работе. Кстати, именно Смирновым был реализован ряд предложений по внедрению новой техники, благодаря которой по удельным нормам ТЭЦ уверенно держалась на первом месте в системе «Нижновэнерго». Игумновская, Дзержинская, Сормовская, Кстовская… Из всех этих станций области ТЭЦ всегда была самой большой по установленной мощности. Более того, в это время Автозаводская ТЭЦ была одной из 20 крупнейших в СССР! Предприятие развивалось, закупало новейшее на то время оборудование.
Так повелось, что на Автозаводской ТЭЦ всегда работали лучшие специалисты. Вспоминая о военных годах, самом первом этапе строительства ТЭЦ и начале своего трудового пути, Михаил Исаакович рассказывает: «Как и все молодые парни того времени, я грезил армией, сражениями и службой Родине: собирался бить фашистов и совершать подвиги во благо Родины. Но она нашла нам другое применение – в армию я так и не попал. Указанием руководства страны начиная с 1943 года всех толковых ребят, которые хорошо учились в школе, отбирали не для армии, а для иных, мирных целей: формировали специальные профильные группы в институтах. Мне было предложено на выбор два – авиационный и индустриальный. Остановился на втором, после его окончания передо мной открывались прекрасные перспективы – работа с «мирным» атомом. Ведь практически весь наш курс впоследствии попал в атомные центры страны, к академику Курчатову. Но не я…Моя жена не могла ехать за мной на работу в атомные центры, поскольку была дочерью репрессированного. Пришлось выбирать, и я сделал правильный выбор, о котором потом ни разу в жизни не пожалел. Отказался от работы в ядерном центре и попал в Горький на АТЭЦ. Здесь и началась моя карьера энергетика. АТЭЦ стала моим любимым и единственным местом работы».
И сегодня ветераны-энергетики Автозаводской ТЭЦ остаются лучшими из лучших специалистов: до сих пор к ним за консультацией обращаются сотрудники ГК «ВолгаЭнерго», Энергонадзора, за ними «закреплены» студенты Нижегородского государственного политехнического университета. Каждый год в майские праздники по возможности ветераны собираются на вечера встреч, чтобы за чаем обсудить актуальные темы, вспомнить о былом, принять поздравления от коллег.