издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Два города, два духа

Пусть мы и гуляем по старому городу, но живём в современном мире. Эта фраза, которую обронил президент клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров, стала лейтмотивом очередной лекции из цикла «Прогулки по старому Иркутску», посвящённой идентичности столицы Восточной Сибири и её побратима из Германии Пфорцхайма. Читавшая её Мария Плотникова, руководитель лаборатории городского развития и социальных инноваций Международного института экономики и лингвистики ИГУ, объяснила, чем так схожи два, казалось бы, совершенно разных уголка земли – непередаваемым ощущением духа места.

Очередная «Прогулка…» традиционно начинается в одном из мест в центре Иркутска, так или иначе связанных с его историей, однако вразрез с традицией рассказ идёт не о столице Восточной Сибири, а о небольшом немецком городке Пфорцхайме. Разгадка кроется там, откуда начинается экскурсия, – на площади городов-побратимов, расположенной во дворе Дома Европы. Дата тоже наводит на размышления – через два дня празднуется Всемирный день породнённых городов. «У Иркутска их четырнадцать, но мы хотим поговорить об одном – Пфорцхайме, – рассказывает собравшимся президент клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров. – Хотим мы того или нет, но у современной России всегда были обширные экономические связи с Германией, а Пфорцхайм на протяжении последних 15 лет является одним из тех городов, с которыми мы поддерживаем самые тёплые отношения». Для самого идейного вдохновителя проекта «Прогулки по старому Иркутску» именно с него когда-то началось знакомство с Европой. 

Прелюдия к лекции про две разные городские идентичности занимает не так много времени. Но прежде, чем прогуляться несколько кварталов и занять места в актовом зале Дома офицеров на улице Карла Маркса, нам предоставляется возможность обойти символы городов и территорий – побратимов Иркутска: японской Канадзавы, монгольского Улан-Батора, американского Юджина, китайского Шеньяна, немецкого Пфорцхайма, французского департамента Верхняя Савойя, шведской коммуны Стрёмсунд, итальянской провинции Порденоне, российского (с недавних пор) Симферополя, южнокорейского Каннына, литовского Вильнюса, чешского Карловарского края, польского Ченстохова и хорватского Приморско-Горанского региона. 

В каждом из них, без сомнения, отразился весь национальный колорит, будь то массивная масштабная копия Шеньянского императорского дворца, фонарь «Котодзи», бронзовая птица Хангарид или фотография сложной металлической конструкции строгих линий, отображающей, согласно статье в «Иркипедии», «современный язык архитектуры» Пфорцхайма и при этом объединяющей в себе «графические абстракции» архитектуры новой ратуши и герба города. 

«Городу фатально не повезло»

«Пфорцхайм не производит впечатления старинного города с маленькими улочками,
но, тем не менее, в нём сохранился городской дух»

Казалось бы, породнившиеся города разительно отличаются друг от друга. Но есть одна деталь, которая их объединяет, несмотря на все различия в статусе и численности населения. Это культурные связи, то родство, которое никак не могло бы возникнуть без некоего общего начала – духа города. «Есть такая вещь, как гений места – ответ на вопрос, почему тот или иной город расположился именно здесь, – объясняет Плотникова. – У нас очень развит торговый дух, 50% оборота [местных предприятий] даёт розничная торговля, сохранилась торговая улица, которая определяет уникальность Иркутска. И в Пфорцхайме тоже сохранился городской дух, хотя вроде бы там нет ощущения единого города. Этим, конечно, мы очень похожи». 

В таком сходстве кроется парадокс, ведь в тех путях, которыми развивались города, общего мало. Пфорцхайм, а точнее, поселение на его месте основали ещё римляне, а письменное упоминание о нём встречается в XI веке нашей эры, примерно за шесть сотен лет до того момента, как на берегу Ангары был возведён Иркутский острог. Росли города в совершенно разных условиях: оживлённая густонаселённая Европа и Сибирь, в которой, как считали в исторической литературе ещё царских времён, городское развитие невозможно. Тем не менее в Иркутске уже в 1792 году насчитывалось почти 8,9 тыс. жителей, а к 1823 году их количество увеличилось до 16 тыс. человек. Население Пфорцхайма, расположенного на юге современной Германии, за то же время возросло с 5,6 тыс. до 6,3 тыс. человек. «Честно говоря, городу фатально не повезло, – объясняет руководитель лаборатории городского развития и социальных инноваций МИЭЛ ИГУ. – В начале восемнадцатого века его жителям пришлось давать деньги на строительство своего конкурента – Карлсруэ. Пфорцхайм очень сильно пострадал во время первой мировой войны, а во вторую мировую попал под бомбёжки со стороны американцев и был практически полностью разрушен. Так что сейчас он не производит впечатления старинного города с маленькими улочками, но тем не менее в нём сохранился городской дух».

«Есть такая вещь, как гений места – ответ на вопрос, почему тот или иной город расположился именно здесь, – рассказывает Мария Плотникова. – В Иркутске, к примеру, развит торговый дух»

Приезжие чувствуют это с порога – на площади перед вокзалом, расположенным в центре Пфорцхайма, лежит «приветственный» камень, надпись на котором гласит: «День будет хорошим». Настроение создаёт оформление зданий, за чьими старинными фасадами может скрываться ультрасовременная конструкция. В продуманный городской пейзаж органично встраиваются мелкие штрихи: ухоженная набережная, многочисленные мостики, перекинутые через узкую в сравнении с Ангарой реку. Рельеф дополняют небольшие уличные скульптуры. «В Иркутске они тоже появились, что очень радует», – комментирует Плотникова фотографии на большом экране, когда-то сделанные ею же самой. 

Наш город, в свою очередь, пережил не менее драматические пертурбации российской истории. Но, несмотря ни на что, он сохранил собственный, ни с чем не сравнимый дух, который можно почувствовать не только на двухкилометровой центральной улице Карла Маркса, но и на небольших улочках и в переулках. Таков ответ на вопрос, почему в цикле «Прогулки по старому Иркутску» появилась лекция о географически далёком, но культурно близком Пфорцхайме. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры