Долгострой для сирот
Красивая идея обернулась долгостроем. В 2004 году началось возведение комплекса «Детская деревня» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в Тулунском районе. Сегодня перспективы его завершения туманны: дома не достроены, бюджетные деньги, выделенные на проект, уже закончились. А те, что были вложены в строительство, заключила Контрольно-счётная палата региона, потрачены с многочисленными нарушениями.
В конце апреля на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания региона аудиторы КСП представили результаты трёх проверок. В том числе долгосрочной целевой программы «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2011 – 2013 годы. Программа объёмная – финансирование более 130 млн рублей, исполнители – несколько областных ведомств – в целом справились со своими задачами, полагает аудитор КСП Людмила Мулярова. Однако на фоне общего благополучия есть, по её словам, «вопиющий факт»: «Единственное мероприятие, которое имеет стоимость более одной трети всех средств, заложенных по программе, не оказало никакого влияния на решение поставленных задач». Речь идёт о строительстве комплекса «Детская деревня» для коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Проект «Деревни» в посёлке Целинные Земли Тулунского района включает две очереди строительства. Первая – жилая зона: шесть жилых двухквартирных домов и приусадебные участки с теплицами, водоснабжение от скважины с местным подогревом, местная канализация (септики); вторая очередь – здание школы и полное инженерное обеспечение, в том числе мобильная электрокотельная, водонапорная башня и трансформаторная подстанция.
С 2002 по 2010 год проект финансировался в рамках трёх долго-срочных программ с общим объёмом средств 55 млн рублей. В 2011–2013 годах его реализация продолжилась уже в рамках программы «Точка опоры», и здесь на него было заложено 58 млн рублей. Управление капитального строительства Иркутской области, которое с 2006 года выступает заказчиком работ, заключило несколько дополнительных соглашений к госконтракту, в результате чего строительство растянулось с запланированных двух с половиной до шести лет (и ещё не закончено) и подорожало до 113 млн рублей. Строительство трёх из пяти двухэтажных деревянных жилых домов остановлено, при этом один из них подведён под крыши, а построенный три года назад дом не введён в эксплуатацию.
В уже готовых зданиях, обратила внимание аудитор, аккуратно и чисто. Идеальная чистота в умывальной и санузлах – из-за проблем с канализацией ими просто не пользовались, а дети с ограниченными возможностями вынуждены ходить в туалет на улицу. У почти законченного дома не заделан конёк крыши, в широкую щель попадают осадки. В другом из незавершённых зданий крыши ещё нет, зато есть кривые внутренние перегородки, сизые от влаги перекрытия и следы костра на полу. В строительство двух объектов по документам вложено около 10 млн бюджетных рублей.
В течение всего периода строительства УКС допускало нарушения, в том числе оплачивало работы, которые подрядчик (ООО «Сельстрой») ещё не выполнил, неэффективно использовало средства бюджета, например, была возведена линия электроснабжения, которую потом демонтировали, рассказала аудитор. Технологическое оборудование для домов – плиты, холодильники и другая техника – приобреталось по базовым ценам 1984 года с поправкой на индексы роста цен. В результате стоимость была значительно завышена. Например, по акту от февраля 2012 года телевизор обошёлся в 43 тыс. рублей, а компьютер с монитором – в 82 тыс.
Не закончив первые дома, подрядчики приступили к следующим. В 2013 году «Сельстрой» и вовсе прекратил стройку, хотя УКС не принимало решения о приостановлении или консервации работ и не расторгало контракт, не направляло претензий и не инициировало применение штрафных санкций.
Полный набор нарушений обнаружил на площадке и депутат Геннадий Нестерович, побывав в Тулунском районе: «Фундаменты стали подмывать грунтовые воды, канализация не работает, поскольку она зимой перемерзает. Скважины не обеспечивают детей водой – она идёт ржавая. По благоустройству явные приписки: я ни одного деревца там не нашёл, а асфальт так даже трудно назвать – он уже везде провалился, это песчано-гравийная смесь, которая катком закатана». Ущерб нанесён не только бюджету – остановившаяся стройка небезопасна для детей. «Территория перекопана, не везде установлены ограждения, котлованы заполнены водой, торчит арматура, а в непосредственной близости находится старый корпус, где ещё живут дети», – рассказывает Лидия Карасёва, директор школы-интерната. Вместо того чтобы облегчить жизнь воспитанникам, «Детская деревня» её только осложнила. Вода, например, в интернате до сих пор привозная. Хотя в ответ на запрос министра образования региона Елены Осиповой минстрой в письме за подписью замминистра Артура Бычкова рапортовал: «Работы по обеспечению канализацией и водоснабжением «Детской деревни» завершены». «Неправда, – утверждает Лидия Карасёва. – Канализация у нас не работает. Мы боимся детей пустить в туалет, у нас вся территория перерыта надворными туалетами».
Нынешний руководитель УКС Сергей Колеснев не отрицал, что нарушения «имеют место быть», но сослался на то, что подписи под актами выполненных (а на самом деле невыполненных) работ ставил его предшественник. Проект тяжёлый, старый, говорит глава УКС, а финансирование было минимальным, не было продумано, что строить в первую очередь, что потом. Сегодня на достройку денег нет, а возведённые дома без благоустройства не принимают в эксплуатацию. Договор с нерадивым подрядчиком тоже не удаётся расторгнуть: «Сейчас ведётся претензионная работа, подрядчик обижен за другие объекты, по которым мы уже расторгли контракты, и не идёт на контакт. Юристы работают над тем, чтобы разорвать и этот контракт». На завершение строительства жилой зоны необходимо около 22 млн рублей, а на всю «Деревню» – около 85 млн.
Будущее «Детской деревни» сегодня туманно. В областном бюджете на этот год средств на строительство не предусмотрено. Председатель бюджетного комитета Заксобрания Наталья Дикусарова подчеркнула, что рассматривать возможность внесения соответствующих поправок в бюджет можно будет только после расторжения контракта с подрядчиком. Вероятно, сделать это удастся лишь через суд, а это процесс нескорый. Результаты проверки КСП направлены в прокуратуру и другие правоохранительные органы.
Проект мог бы быть пилотным для всей России, говорит аудитор КСП Лариса Мулярова: «У нас было всё: земля, ресурсы, подрядчик. И что получилось в результате?»