издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Симфония света Галины Мельник

  • Автор: Виталий НАРОЖНЫЙ

Прозвучал третий звонок – и публика, заполнившая зал музыкального театра, с замиранием сердца, как один человек, ждёт момент начала праздника, начала музыкально-сценических чудес.

Для большинства зрителей эта секунда настаёт тогда, когда между оркестровой ямой и залом возникает фигура дирижёра, повелителя звуков. И лишь немногие посвящённые знают, что фактическое начало спектакля происходит на полминуты раньше: когда, спустившись по боковой лесенке в зал и деловито проследовав по проходу, занимает своё место в светорегуляторном помещении за последним зрительским рядом энергичная женщина в неброском рабочем костюме – Галина Мельник. Она полновластная хозяйка света на сцене (и, естественно, в зале), она дирижёр-повелитель зрелищной стороны ожидаемого всеми чуда… 

Мастер сценической светописи – профессия из числа самых редких, но самых важных в любом театре. Крайне неблагодарная в отношении широкой зрительской популярности, она очень высоко ценится внутри театра и всеми, кто хоть сколько-нибудь разбирается в нюансах театральной «кухни». 

Галина Павловна, отмечающая в этом месяце круглую жизненную дату, работает в Иркутском театре музкомедии, ставшем на её памяти музыкальным театром, с 1975 года. Привела её в эти стены – как и всех, кто отдал театру жизнь, – естественно, любовь: любовь к чуду сцены вообще и к красивому жанру оперетты в особенности.

Принимал юную энтузиастку на работу осветителем и посильно учил театральным азам легендарный Николай Матвеевич Загурский – один из сценических кумиров тех лет, мудрый, авторитетный руководитель, человек, имя которого театр сегодня носит. Он же, кстати, категорически настоял на том, чтобы девушка, пришедшая в театр студенткой филфака университета, не бросила учёбу, получила диплом филолога. 

Диплом пригодился не только для общего и театрального кругозора. Помнится, в 1970-х годах в «Восточно-Сибирской правде» публиковались квалифицированные и необычайно тёплые материалы Галины Мельник о любимых артистах театра, ставшего и для неё родным. Но позже, видимо, стало не хватать времени и сил ещё и на журналистику – то и другое целиком отнимал процесс овладения выбранной очень непростой профессией. 

Осваивать пришлось и основы электротехники (надо думать, для Галины смешны и бессмысленны были модные тогда дискуссии о «физиках» и «лириках»), и все тонкости своеобразной работы уже тогда многочисленной специальной аппаратуры для театрального освещения, и – что особенно важно – навыки «постановки света» для каждого нового спектакля в соответствии с сюжетом рассказываемой со сцены истории, с решением, придуманным режиссёром, да и просто с требованиями жанра (не секрет, что, как правило, световая партитура музыкального спектакля бывает ярче и мажорнее, прихотливее и праздничнее, чем партитура спектакля драматического)… 

Около десятка лет длился путь Галины Павловны от начала работы рядовым осветителем до назначения на должность заведующей электроцехом театра. Пусть не смущает этот громкий титул тех, кто знаком с понятием «цех» по другим производствам: в составе электроцеха и сегодня всего 5 человек, причём на спектакле они зачастую работают параллельно в разных точках огромного пространства театра. На плечи заведующей (хрупкие женские плечи!) приходится солидная доля даже физического труда по монтажу и перемонтажу аппаратуры при постановке света в каждом новом спектакле. И уж, конечно, в функциях заведующей львиная доля творческой работы по придумке и воплощению очередной световой партитуры. 

Электроцеху и его заведующей подвластны любые задачи: от «дежурного» света на концертах, воссоздания на сцене любых природных явлений (рассветы и закаты, дожди и снегопады, грозы и имитация пожаров) до эффектов ­изощрённо-сказочных и выполнения столь же изощрённо-непредсказуемых режиссёрских фантазий и требований. 

С энтузиазмом и некоторой ностальгией вспоминает Галина Павловна годы работы с талантливыми режиссёрами, руководившими в разные годы театром: Мироном Лукавецким (пример – «Летучая мышь», не в последнем, разумеется, а в классически-штраусовском варианте), Натальей Печерской («Юнона» и «Авось», «Иисус Христос – суперзвезда» и другие работы). Не случайно такие спектакли становятся хитами, идут на ура многие годы. И вклад, который вносит в каждый такой успех световое решение, невозможно переоценить… 

Естественно, более сложные задачи требуют и более сложной, порой экспериментальной, специальной аппаратуры. Как правило, она не разрабатывается и не производится в нашей стране, а закупается за границей и стоит недёшево. Но поколения директоров театра (с благодарностью вспоминаются здесь покойные Владимир Шагин и Дмитрий Скоробегов) не скупились на затраты, понимая, какой будет эффект от них. Сегодня светоаппаратура в театре, по прикидкам Галины Мельник, уже на порядок сложнее, чем была в начале её пути. В частности, революцией в этой профессии (как, наверное, в почти любой другой) стало широкое применение компьютерной техники. Правда, Галина Павловна признаётся, что, научившись составлять и запускать целостную компьютерную программу освещения спектакля, она не доверяется ей всецело, предпочитает сама быть начеку и «страховать» компьютер своим профессиональным и эстетическим чутьём… 

Постоянно учиться, непрерывно повышать квалификацию – не только обязанность, но и поистине страсть добросовестного специалиста столь сложного профиля. Многократно посещала Галина Павловна в Москве и Санкт-Петербурге курсы и мастер-классы ведущих театральных световиков страны, успешно стремится быть в курсе всего нового, что появляется в технике и технологии профессии. 

Творческий рост и творческие удачи Галины Павловны не остаются незамеченными. Ещё в 1995 году президентским указом ей присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ». В тех же 1990-х изменилось название её должности в штатном расписании театра: сегодня она – художник по свету. Видимо, это вполне справедливо. И характер её ­обязанностей, и уровень, на котором она их выполняет, позволяют уверенно отнести её к категории не технического, а творческого персонала…

Поздравляя высококлассного специалиста и глубоко порядочного, уважаемого всеми человека с юбилеем, хочется – в соответствии с профессией – пожелать больше света в жизни, больше света в творчестве! 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры