Каждому по потребностям
Первая городская ярмарка социальных услуг, прошедшая на прошлой неделе в кинотеатре «Художественный», собрала волонтёров и тех, кто нуждается в их помощи. Однако, несмотря на представительство обеих сторон, спрос во много раз превысил предложение. Кто утолит эту жажду, пока не ясно, ведь большинство волонтёрских организаций не столько предлагали помощь, сколько сами призывали в свои ряды новых участников.
На пресс-конференции, предшествовавшей открытию, было отмечено: ярмарка – лишь первый шаг в сторону систематизации добровольческой деятельности. По словам директора муниципального учреждения «Город» Павла Трескина, систематизация эта преследует сразу несколько целей. Во-первых, должен наступить тот светлый момент, когда каждый, кто нуждается в помощи, будет знать, что можно обратиться к волонтёрам. Во-вторых, проще должно стать самим добровольцам: они смогут избежать ситуаций, когда сразу несколько организаций пришли с одной и той же помощью в одно и то же место. «Существует «горячая десятка» учреждений – Ивано-Матрёнинская больница, детские дома, – рассказывает Трескин. – А про нужды других учреждений порой просто не знают». Реальным воплощением этой работы должен стать реестр социальных учреждений и волонтёров, который будет размещён на сайте www.gorod.irk.ru.
В самой ярмарке приняли участие более 30 организаций. 29 оформили стенды, несколько представителей выступили устно. О событии все с энтузиазмом говорили: начало большого пути. Основную массу добровольцев составили отряды и организации при учебных заведениях, в том числе «Импульс» БГУЭП, «Дорога добра» авиационного техникума, «Ирида» института социальных наук ИГУ. Нуждающиеся в помощи были представлены преимущественно организациями ветеранов, инвалидов, а также домами- и школами-интернатами. Выбивались из общей картины лишь ангарский благотворительный фонд «Право на жизнь» (решает проблемы больных и беспризорных животных, борется против жесткого обращения с ними), а также социальный проект студентов ИрГТУ «Цветение папоротника», направленный на воспитание нравственных ценностей в семье и сохранение традиций.
Итогом ярмарки стало несколько подписанных соглашений. В этом смысле активнее других себя проявил центр «Дрога добра». Его руководитель Ольга Бондаренко показывает три договора: «Этот со школой-интернатом № 20, мы проведём обустройство территории. Этот с детским садом № 3, там нужны роспись стен и концерт для ребят, этот с организацией инвалидов-колясочников».
В целом ярмарка, кажется, про-шла под девизом «Присмотреться»: на стендах было много общих слов о деятельности и туманных формулировок о потребностях. Практически никто не озвучивал конкретные просьбы. Одним из исключений стал стенд социального поселения для людей с ментальными нарушениями «Прибайкальский исток». На нём значилось приглашение стать участником волонтёрского лагеря – 2014. Недаром к руководителю организации подходили с конкретными вопросами: есть задача – больше шансов найти тех, кто её решит.
Отсутствие на многих стендах чётких просьб, конечно, не слишком способствует сотрудничеству: одни в целом нуждаются, другие – в целом не против помочь, но что именно нужно сделать, когда и как подготовиться к этому – непонятно. Ещё одна особенность ярмарки – ограниченное информирование. Сюда были приглашены преимущественно те организации, которые в прошлом году участвовали в Форуме добровольчества. Новых организаций было мало, а людей, не состоящих ни в одной и пришедших по собственному желанию, кажется, не было вообще.
«Если человека подталкиваешь, даёшь какой-то стимул, он потом включается сам», – за несколько дней до ярмарки руководитель центра молодёжных социальных инициатив «Добровольный выбор» Алёна Кибальчич рассказывала об опыте привлечения компаний к корпоративному добровольчеству. Такой условно персональный стимул нужен каждому. Дать его проще и дешевле всего через соцсети, в последние годы ставшие главным средством организации едва ли не любой инициативы. Начальник отдела по связям с общественностью администрации Иркутска Ольга Куриленкова, как и Пётр Трескин, об активном использовании соцсетей или создании специального сайта говорит осторожно: вроде бы идея хороша, но требует ресурсов, в первую очередь – трудовых. Невольно начинаешь думать: может, волонтёров пригласить, чтобы помогли организовать процесс. Работа с потенциальными волонтёрами для развития движения необходима как воздух, но если она будет проведена там, где они не водятся, зарождающаяся инициатива рискует превратиться в проект для своих, где все и так давно друг друга знают, но толку от этого не так много, как хотелось бы.