Тепло, вода и газ без ограничений
Власти страны отказались от идеи ввести социальные нормы на коммунальные услуги
Российское правительство отказалось от планов по введению социальной нормы потребления воды, тепла и газа. Соответствующее распоряжение было подписано 21 апреля. Официальная причина – слишком малая часть жилья оснащена приборами учёта энергоресурсов, к тому же в сфере водоснабжения практически нет перекрёстного субсидирования. Об отмене социальной нормы потребления электричества речь при этом не идёт: региональные власти по-прежнему должны установить её до 1 июля 2016 года.
«Минимальный, но достаточный для жизнеобеспечения и доступный по цене объём потребления коммунальных услуг гражданином». Таково официальное определение социальной нормы, встречающееся во многих документах, подготовленных правительством страны. Если говорить простым языком, то это определённое количество потреблённых за месяц киловатт-часов электроэнергии, литров горячей и холодной воды, гигакалорий тепла и кубометров газа, за которое человек платит по обычному тарифу. Всё, что сверху, оплачивается по более высокой цене. Авторы идеи считают, что таким способом можно стимулировать население ставить счётчики и экономить энергоресурсы, а заодно уйти от перекрёстного субсидирования в «коммуналке», повысить качество услуг ЖКХ и прозрачность расчётов за них.
Идея не нова: социальную норму потребления электрической энергии в том же Забайкалье или Владимирской области ввели ещё в 2005 году.
Однако после того, как на третий президентский срок был переизбран Владимир Путин, стало ясно, что её распространят на всю территорию России. Если точнее, то в числе знаменитых майских указов, подписанных главой государства в день инаугурации – 7 мая 2012 года, был один, касающийся обеспечения граждан доступным жильём и повышения качества услуг ЖКХ. В нём, в частности, содержалось поручение правительству РФ «разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов». Оно было выполнено через четыре месяца. Согласно распоряжению, которое председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал 10 сентября 2012 года, за десять дней Федеральная служба по тарифам и министерства энергетики и регионального развития должны были подготовить список регионов, где были бы реализованы пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электроэнергии. Такие же перечни, но касающиеся водоснабжения и отопления, предполагалось составить, соответственно, к 1 сентября 2013 года и 15 декабря 2014 года. В дальнейшем социальные нормы планировалось распространить на всю территорию России. Выполнено, впрочем, было только первое поручение, пусть и произошло это существенно позже намеченного срока. И то из 15 пилотных регионов, значившихся в первоначальном варианте списка, в итоге осталось всего шесть – Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская и Ростовская области. В них нормативы начали действовать с 1 сентября 2013 года.
А 30 января 2014 года состоялось правительственное совещание, на котором эксперимент по нормированию в электропотребление признали успешным лишь отчасти. С одной стороны, объём перекрёстного субсидирования электроэнергетики сократился на 2,9 млрд рублей. С другой – затраты на свет незначительно снизились разве что у жителей Ростовской области, тогда как во всех остальных регионах из списка положение потребителей только ухудшилось. Медведев заявил, что итоги эксперимента «требуют специального осмысления», а 25 февраля подписал постановление, согласно которому крайний срок введения соцнормы потребления электроэнергии в России сдвинули на два года, до 1 июля 2016 года. К тому же ответственность за её принятие федеральные власти переложили на руководителей регионов.
Вопрос о внедрении лимитов на потребление воды, тепла и газа оставался открытым. Однако 21 апреля премьер-министр дал на него ответ: вводить социальные нормы на них не будут вовсе, что следует из распоряжения, подписанного в этот день. В пояснительной записке к нему названы официальные причины такого решения. Первая состоит в том, что в области водоснабжения «практически отсутствует перекрёстное субсидирование, снижение которого является одной из основных целей введения социальной нормы потребления коммунальных услуг». Вторая, касающаяся остальных отраслей ЖКХ, заключается в том, что лишь малая часть жилья оснащена приборами учёта энергоресурсов. В правительстве ссылаются на данные Федеральной службы государственной статистики, согласно которым по всей стране лишь в 57,5% квартир и частных домов установлены счётчики горячей и холодной воды. Если заглянуть в сборник Росстата, содержащий сведения о жилищном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, цифры удручают. Например, лишь около 32,3% квартир оснащено приборами учёта холодной воды, а учёт горячей воды и газа организован, соответственно, лишь в 25% и 9,2% из них. Индивидуальные счётчики тепловой энергии установлены лишь в 0,5% квартир, что во многом объясняется конструктивными особенностями российских домов, в подавляющем большинстве которых выполнена вертикальная разводка системы теплоснабжения, не позволяющая устанавливать подобные приборы.
Степень оснащённости многоквартирных домов коллективными счётчиками и того ниже. Так, лишь чуть более 10,3% из них оборудованы приборами учёта холодной воды. Потребление горячей воды считают в 6,2% многоквартирных домов, отопления – в 8,4%.
А общедомовые счётчики газа смонтированы лишь в 1,5% зданий. В таких условиях устанавливать социальную норму потребления бессмысленно, потому как результаты пилотных проектов в области электроснабжения, на которые опираются в правительстве, показали: ключевым условием для успешного введения соцнормы является «оснащённость приборами учёта подавляющего большинства потребителей». Но и в том, что касается электросчётчиков, подобное заявление выглядит преувеличением. Допустим, если индивидуальными приборами, считающими киловатт-часы, оборудовано 57,8% квартир россиян, то коллективными – лишь 16,5% многоэтажек. Такова, по крайней мере, общая картина, ситуация в регионах существенно разнится.