Кодекс настоящего энергетика
Можно ли проехать после рабочего дня по магазинам на служебном автомобиле? Разрешается ли в обеденный перерыв на рабочем компьютере посмотреть фильмы? Как разрешить конфликт с руководителем без карьерных потерь? Теперь ответы на эти и другие вопросы, касающиеся корпоративной культуры, можно найти в кодексе этики компании ОАО «Иркутскэнерго». Справиться с самыми сложными проблемами сотрудникам готовы помочь уполномоченные по этике ОАО «Иркутскэнерго» и его дочерних обществ, а также головной компании En+ Group.
Крупнейшие мировые компании уже давно практикуют кодексы корпоративной этики. En+ Group имеет весомое значение не только в России, но и в мире в целом, поэтому в прошлом году было принято решение разработать и внедрить на все предприятия компании кодекс корпоративный этики. Документ разрабатывался En+ Group, в конце прошлого года кодекс начал внедряться на предприятиях группы, в том числе в ОАО «Иркутскэнерго». Как рассказал заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами и связям с общественностью Георгий Кузьмин, желание соответствовать мировым стандартам – не главная причина, по которой кодекс появился в компании.
«В данном документе излагаются правила, по которым рекомендуется работать всему персоналу группы компаний En+ Group. Кодекс подразумевает, что в компании будет действовать правило открытости. На предприятиях создаётся институт уполномоченных по этике, к которым персонал может обратиться за помощью в случае конфликтной ситуации», – рассказал Георгий Кузьмин.
Уполномоченные по этике появились в ДЗО, ими стали уважаемые на предприятиях люди. В ОАО «Иркутскэнерго» должность уполномоченного занял Георгий Кузьмин. «По сути, это дополнительная общественная нагрузка. Если у сотрудника возникли трудности в общении с коллегами, подчинённым или руководством, которые он не в состоянии разрешить сам; если ему стали известны факты нарушения закона, например злоупотребления должностными полномочиями или просто неэтичного поведения персонала, стоит обратиться к уполномоченным. Мой телефон 790-273, кроме того, можно направить электронное письмо на специально созданный ящик: etika@irkutskenergo.ru. Уполномоченные появились совсем недавно, но уже поступают вопросы от сотрудников», – рассказал Кузьмин.
Он добавил, что уполномоченные будут реагировать на каждое сообщение. Главное – не превратить созданный институт в бесполезный механизм бесконечных жалоб и доносов. «Тонкую грань должен будет определять уполномоченный по этике, поэтому такое большое внимание уделялось подбору кадров. Все уполномоченные прошли обучение. В скором времени во всех филиалах и ДЗО появятся брошюры с кодексом корпоративной этики, кроме того, документ будет выставлен на портале компании. Уже сейчас с ним можно ознакомиться на сайте En+ Group. Я советую всем сотрудникам посмотреть кодекс, он снимает множество вопросов взаимодействия. Раньше работники не знали, к кому обратиться с непроизводственными вопросами, теперь есть специально обученные люди», – пояснил Кузьмин.
Он добавил, что, если уполномоченные ДЗО не могут разрешить проблему, они могут обратиться к Кузьмину, который в случае затруднения, в свою очередь, дойдёт до головной компании. Впрочем, пока сотрудники задают вопросы по темам, регламентируемым кодексом этики, поэтому уполномоченные справляются с работой. «Например, сотрудники спрашивают, могут ли они участвовать в общественной жизни вне компании, могут ли вступать в партии, не повлияет ли это негативно на их карьеру. Кроме того, поступают даже анонимные сообщения от работников на руководителей: люди жалуются на использование нецензурных слов в общении с подчинёнными. Конечно, мы проводим разъяснительные беседы с такими руководителями», – привёл примеры Кузьмин.
Впрочем, сотрудникам не стоит всегда прибегать к анонимкам. Институт уполномоченных гарантирует, что без крайней необходимости проблемы из филиалов и ДЗО выноситься не будут. Не планируется и никаких проверок взаимоотношений в коллективах. «Кодекс и институт уполномоченных по этике заработает, если будет исходить инициатива и заинтересованность от персонала компании. Отмечу, что документы, например, для угольщиков и энергетиков различаются, в них учтены традиции и культура коллективов. Конечно же, они не идут вразрез с принятой субординацией на предприятии», – отметил уполномоченный по этике ОАО «Иркутскэнерго».
Руководителей филиалов и ДЗО компании знакомят с кодексом, специально проводят обучение. Как рассказала директор учебного центра ОАО «Иркутскэнерго» и руководитель корпоративного университета группы компаний «ЕвроСибЭнерго» Марина Соболева, лекторы на все занятия готовят примеры. «В практической части мы разбирали несколько десятков примеров, с которыми действительно стакиваемся в повседневной жизни. Как правильно поступить: дать сотруднику в рабочее время воспользоваться служебной машиной или нет? Если возникла критическая ситуация, например, ребёнку коллеги стало плохо, нужна срочная помощь, конечно, руководитель может выделить транспорт. Или ещё пример – часто сотрудники используют различные интернет-мессенджеры. Необходимость по работе или личное общение? Раньше с такими спорными моментами могли возникнуть трудности, теперь все вопросы могут решаться с позиций норм, заложенных в кодексе корпоративной этики», – рассказала Марина Соболева.
В обязательном порядке с кодексом корпоративной этики будут знакомить новых сотрудников компании. Кузьмин отметил, что в документе затронуты вещи, на которые на других производствах могут не обращать внимания. Например, прописная истина для опытных энергетиков и угольщиков о том, что нельзя производственные вопросы обсуждать с посторонними людьми (продавцами в магазинах, соседкой по лестничной площадке), может удивить новых сотрудников. Но с ней необходимо мириться: это корпоративная культура и вопрос безопасности.
«В некоторых фирмах не обращают внимания на то, что персонал в рабочее время использует Интернет и компьютер в личных целях. Учебники для детей копируют на ксероксах, фильмы качают… Да, это не запрещается. Но наш кодекс объясняет, что так не принято, это неэтично для сотрудников солидной компании», – пояснил Кузьмин.
Он добавил, что для оперативного решения различных вопросов корпоративной этики сотрудники могут обратиться по телефону «горячей линии», который указан на сайте компании En+ Group.