Обратная связь
Так совпало, что в один день с «прямой линией» с президентом России Владимиром Путиным состоялась интернет-конференция депутатов Законодательного Собрания Иркутской области. Конечно, им было адресовано меньше вопросов, чем главе государства. За два месяца на сайт областного парламента пришло 60 вопросов, в режиме онлайн народные избранники успели ответить на 16 из них.
Региональный закон о ремонте многоквартирных домов депутаты приняли на последней сессии прошлого года. Но до сих пор эта тема вызывает много вопросов и возражений. На интернет-конференции разъяснения о том, как будут собираться и расходоваться деньги граждан, дала председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко.
– Я хочу знать, куда будут поступать уплаченные жителями моего дома взносы на капитальный ремонт и как будет обеспечена их сохранность? – поинтересовался Дмитрий Калинин (к сожалению, Дмитрий не указал, где он живёт) и получил ответ:
– Сначала взносы хотели собирать только в так называемый «общий котёл» специальной организации, фонда. И за счёт этих денег делать капитальный ремонт в первую очередь в тех домах, которые нуждаются в нём больше всего, а потом во всех остальных. Однако идея вызвала шквал критики. Люди задавали справедливый вопрос: с какой стати они должны оплачивать капремонт «у соседа»? Поэтому федеральный законодатель оставил право выбора за гражданами. Можно самим решить, как распорядиться деньгами. Во-первых, перечислять средства на общий счёт, откуда они будут расходоваться на ремонт домов в соответствии с очерёдностью, утверждённой в областной программе.
Воспользовавшись вторым вариантом, граждане могут копить деньги на ремонт своего дома на специальном банковском счёте ТСЖ или кооператива. Для тех жильцов, которые не создали ТСЖ или кооператив, подойдёт третий вариант. В этом случае деньги аккумулируются на специальном счёте у Регионального оператора. Эти средства не попадут в «общий котёл», распорядиться ими могут только собственники квартир, приняв решение на общем собрании. По закону фонд не может брать средства на ремонт других домов, а потом возвращать их обратно на счёт.
Нынешняя интернет-конференция стала пятой по счёту. Традиционно депутаты получили много вопросов, связанных с ЖКХ, социальными пособиями и льготами.
– Здравствуйте, депутаты. Скажите, зачем вы так много говорили о добавке к пенсии ветеранам и детям войны, если никто из нас в итоге её не получает? – недоумевает Лариса Моисеевна Бригер. На вопрос пенсионерки ответил председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин.
– В наш комитет приходит много обращений от жителей Иркутской области, которые просят объяснить, почему они не получили добавку к пенсии. Большинство пожилых людей рассчитывали, что выплата автоматически будет начислена всем, кто родился с 23 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года. Хочу отметить, добавка адресована тем людям, которые не пользуются другими льготами, действующими в нашем регионе. А их достаточно: дополнительные меры поддержки получают ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные и люди, пострадавшие от политических репрессий, Герои Советского Союза, Герои Соцтруда, неработающие пенсионеры и другие. Несмотря на такую серьёзную систему поддержки, есть люди, которые не попали ни в одну из этих льготных категорий. Поэтому губернатор области Сергей Ерощенко внёс в областной парламент закон о статусе «дети войны». Человек, получивший этот статус, имеет право на выплату в размере 383 рублей каждый месяц, внеочередной приём в социальные учреждения и внеочередную медпомощь. Если человек имеет другие льготы, то он должен выбрать, собирается ли он рассчитывать на действующие меры поддержки или хочет получать помощь от государства по новому закону.
На прошлой неделе область отмечала юбилей парламентаризма. Поэтому закономерно, что несколько вопросов, заданных депутатам, касалось этой даты.
– Довольны ли депутаты результатом 20-летней работы парламента? – прозвучал вопрос. На эту, можно сказать, философскую тему размышляла спикер Законодательного Собрания Людмила Берлина:
– Безусловно, за два десятка лет областной парламент прошёл большой путь, переживал разные времена, решал разные, возникавшие в каждый конкретный исторический период проблемы. И каждый из пяти прошлых созывов неповторимо окрашен, примечателен какими-то своими достижениями или событиями.
Первый созыв – это отец-основатель региональной конституции – Устава области. Это был очень творческий, новаторский состав. Второй созыв – методичный, вдумчивый, ответственный строитель здания областного законодательства, которое к концу его работы было сдано практически «под ключ» – все основополагающие вопросы урегулированы, законы приняты. Третий созыв отмечен углублением в социальную и экономическую тематику и первым крупным юбилеем областного парламента: в 2004 году Законодательному Собранию, равно как и Думе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, исполнилось 10 лет. Четвёртый созыв – очень пёстрый, очень сложный, очень насыщенный. Это первый состав Законодательного Собрания, избранный наполовину по партийным спискам, что привнесло в его работу своеобразную политическую окраску.
Надо сказать, что, несмотря на разницу в политических пристрастиях, законодатели нового состава не только не увязли в бесплодных дебатах, но и сумели объединиться и конкретными делами доказали способность действовать в интересах всех жителей Приангарья. Именно в этом созыве, кстати, наряду с представительной, законодательной и контрольной деятельностью депутаты занялись также просветительской работой на уровне местных дум. Каждый год десант депутатов вместе с юристами, профильными специалистами проводил в районах кустовые семинары. Это наше ноу-хау оказалось очень востребованным, прочно закрепилось в практике областного парламента и получило высокую оценку на федеральном уровне. Наконец, именно на плечи этого депутатского корпуса легло объединение области и округа, в результате чего мы получили новый субъект РФ.
Поэтому следующий, пятый хронологически созыв стал первым составом Законодательного Собрания обновлённой, объединённой Иркутской области. В 2008 году начался новый отсчёт истории областного парламентаризма. И снова главная задача – формирование регионального законодательства нового субъекта. 15 апреля 2009 года принят новый Устав, более глубокий и современный, чем предыдущий, впитавший всё лучшее из него – а такого было очень много – и шагнувший дальше.
Действующий созыв Законодательного Собрания принял эстафету от своих предшественников. На повестке дня – внедрение принципов программного бюджета, новый этап реформы местного самоуправления, реформа социального обеспечения, государственно-частное партнёрство и стратегическое планирование.