издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оксана Мищенко: «Важно успешно продолжить разработку профессиональных стандартов»

Наблюдательный совет Межрегионального отраслевого объединения работодателей поставщиков энергии (РаПЭ) обновился. Его председателем стала директор по персоналу ОАО «ЕвроСибЭнерго» Оксана Мищенко. О том, какие задачи стоят перед «профсоюзом работодателей» и что ей самой предстоит сделать на новом посту, Оксана Петровна рассказала «Сибирскому энергетику».

– Боюсь ошибиться, но, кажется, представитель ОАО «ЕвроСибЭнерго» впервые возглавил наблюдательный совет Межрегионального отраслевого объединения работодателей поставщиков энергии?

– Да, действительно, это произошло впервые. До этого достаточно продолжительное время пост председателя наблюдательного совета РаПЭ занимал директор по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям  ЗАО «КЭС» Марат Баширов. Но, к сожалению, он попросил освободить его от обязанностей в связи с новой работой. Встал вопрос о выборах председателя, и в результате демократического голосования выбрали меня. 

– Если говорить простыми словами, что представляет собой РаПЭ и какие задачи стоят перед этой организацией? 

– Объединение работодателей – это некоммерческая организация. В ней представлены в основном теплогенерирующие компании. Также в составе есть электросетевое предприятие, гидроэлектростанции, тепловые сети, и надеемся, что присоединятся энергосбыты. Так что, можно сказать, в РаПЭ объединены предприятия практически всех видов деятельности в энергетике. Работодатели создали собственное объединение для того, чтобы отстаивать свои интересы и права во взаимодействии с профсоюзными организациями. Речь прежде всего про объединение «Всероссийский электропрофсоюз», которое мы рассматриваем в качестве стратегического партнёра. Кроме того, объединение РаПЭ представляет интересы и защищает права работодателей в органах государственной власти и местного самоуправления. Для этого мы участвуем в проработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, так или иначе касающиеся компаний, которые входят в состав РаПЭ, и их работников. Также одной из задач объединения является разработка отраслевых профессиональных стандартов. Это направление деятельности появилось не так давно, и Межрегиональное отраслевое объединение активно им занимается. 

– То есть объединение можно назвать своего рода «профсоюзом работодателей»?

– Упрощённо – да. Если профсоюз представляет интересы работников, то объединение работодателей – интересы их нанимателей. 

– В чём суть профессиональных стандартов? Это некий регламент, должностная инструкция, описывающая, чем и как должен заниматься работник? 

– Профессиональный стандарт – это утверждённый на государственном уровне нормативный документ, который является функциональной картой вида профессиональной деятельности. В нём описываются трудовые функции и действия, возможные наименования должностей, требования к образованию, необходимые знания и умения, указываются особые условия допуска к работе. Благодаря профессиональному стандарту работодатели смогут создавать регламенты деятельности, карты рабочих мест, должностные инструкции, профили должности. 

Появится возможность на основании официального документа формировать требования к работникам при подборе и ротации, проводить аттестацию и оценку, разрабатывать программы развития.

Фактически профессиональные стандарты должны заменить действующие нормативные правовые акты, в которых описана деятельность/функции той или иной профессии/должности. Во многих компаниях уже разработаны и действуют корпоративные стандарты. Но жизнь меняется, рынок труда развивается, назрела необходимость на государственном уровне определить новые, современные профессиональные стандарты, которые отражали бы текущую ситуацию и могли бы связать требования к должностям и людям, их занимающим, с образовательными стандартами. Сегодня же существует разрыв между учебными программами и теми требованиями, которые работодатель предъявляет к сотруднику. Для того, чтобы ликвидировать этот разрыв и скорректировать программы обучения специалистов, в том числе и служат профессиональные стандарты. 

– В сообщении о том, что вас избрали председателем наблюдательного совета, сказано: одна из при­оритетных задач РаПЭ на 2014 год – организовать взаимодействие работодателей, экспертных организаций и других заинтересованных сторон по вопросам разработки и утверждения таких стандартов для тепловой генерации. Как дела в этой области обстоят сейчас и что предстоит сделать не только в нынешнем году, но и в ближайшие несколько лет?

– Мы начали заниматься созданием профстандартов в прошлом году и к Новому году закончили разработку первого профессионального стандарта «Работники по оперативному управлению тепловыми электростанциями». Затем началась стадия общественного обсуждения и всевозможных согласований. В марте стандарт был рассмотрен экспертным советом Министерства труда и социальной защиты РФ и рекомендован к утверждению. С начала этого года мы приступили к разработке ещё трёх профессиональных стандартов, планируем, что до конца года их будет девять. В общей сложности РаПЭ необходимо подготовить 18 стандартов, так что значительная часть работы придётся на 2015 год. 

– Есть ли для вас, руководителя, давно работающего с человеческим капиталом, что-то новое на посту председателя наблюдательного совета объединения РаПЭ, отличное от того, чем вы занимаетесь в «ЕвроСибЭнерго»? 

– Безусловно. Это новая деятельность и скорее общественная работа по представлению интересов не одной компании, а многих работодателей, входящих в состав РаПЭ. Если на своём рабочем месте я в основном взаимодействую с сотрудниками «ЕвроСиб­Энерго» и большая часть моего времени уходит на решение каких-то конкретных вопросов, возникающих у конкретных работников, то на посту председателя наблюдательного совета мне придётся представлять интересы всего отраслевого объединения при взаимодействии с органами государственной власти и профсоюзными организациями. Задачи несколько различаются. Но мой опыт HR-руководителя и знание энергетического бизнеса, безусловно, помогают и, надеюсь, будут помогать квалифицированно вести диалог со всеми заинтересованными сторонами.

– Вы лично ставите перед собой какие-то цели в дополнение к тому, что официально заявлено на уровне объединения работодателей? 

– Я бы скорее конкретизировала для себя те задачи, которые стоят перед РаПЭ в целом. Для меня важно успешно продолжить разработку профессиональных стандартов, поскольку до назначения на пост председателя наблюдательного совета я руководила рабочей группой, отвечавшей за их подготовку, и мне бы хотелось довести это дело до конца. Ещё одно интересное поле деятельности – создание единого отраслевого тарифного соглашения в энергетике. Сейчас у нас есть аналогичный документ, подписанный Всероссийским электропрофсоюзом и Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики (РаЭл) без участия представителей РаПЭ. Хотелось бы реализовать нашу идею – создать единый документ, который бы подписали как минимум три стороны, чтобы и наше мнение было услышано. 4 апреля состоялась первая для меня в новом качестве и для РаПЭ в этом году встреча с руководителями Всероссийского электропроф­союза, где как раз обсуждались темы будущего взаимодействия. На встрече объединение РаПЭ вышло с предложением создать вместе с ВЭП постоянно действующую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в организациях электроэнергетики. Мы передали руководителям профсоюзов проект положения о данной комиссии для изучения. Надеемся, что во Всероссийском электропрофсоюзе рассмотрят наше предложение и мы будем тесно взаимодействовать с ним по вопросам, интересующим обе стороны социального партнёрства. 

– Когда вы говорили о профессиональных стандартах, то упомянули разрыв между образовательными программами для будущих специалистов и теми требованиями, которые к ним предъявляют работодатели. А как обстоят дела с квалифицированными кадрами в энергетике? Насколько хорошо они подготовлены, есть ли их дефицит?

– Безусловно, рынок труда в энергетике подвержен тем же влияниям, что и рынок труда в государстве в целом. Здесь прослеживаются тенденции, общие для всех. И недостаток квалифицированных рабочих кадров – это проблема не только отрасли, но и всей России. К тому же наши трудовые ресурсы недостаточно мобильны: к сожалению, состояние инфраструктуры в стране не позволяет специалистам переезжать с одной территории на другую столь свободно, как бы нам хотелось. Но если сравнивать энергетику с другими отраслями, то у нас ситуация с кадровым составом обстоит намного лучше. Не секрет, что энергетики в целом более образованны – даже на рабочих должностях у нас зачастую трудятся люди, окончившие университет. Именно мы, энергетики, исторически занимаемся воспроизводством персонала. Компании, как правило, формируют и развивают собственный кадровый потенциал, а людей со стороны берут в основном на начальные должности/профессии и в том случае, если возникает острая потребность. И, опять-таки, это, как правило, люди из отрасли, работавшие на других энергетических предприятиях. У нас, скажем так, закрытый рынок труда в силу востребованности специфических профессий. Как следствие, мы вынуждены сами заниматься воспитанием специалистов и делаем это с успехом. Но это не значит, что мы должны расслабиться и ничего не предпринимать, почивая на накопленном потенциале. Наоборот. В «ЕвроСибЭнерго», например, мы регулярно разрабатываем новые программы по формированию кадрового резерва и его развитию, чтобы процесс воспроизводства собственного персонала не прекращался. Создаём программы с профильными вузами по целевой подготовке специалистов, открываем энергетические классы в школах, реализуем корпоративные программы развития сотрудников, предусматривающие ротацию специалистов.

– А само объединение РаПЭ в этом смысле может повлиять на положение дел на рынке труда и решить каким-то образом те сложности, с которыми на нём сталкиваются энергетики? В силах ли оно это сделать? 

– Конечно, в силах. Когда компания сталкивается с внешними системными проблемами и необходимо разобраться с ними на федеральном уровне, то в одиночку сложно что-либо предпринять. А объединение работодателей позволяет консолидировать позицию многих представителей отрасли и решить какие-то вопросы на государственном уровне. У объединения РаПЭ это уже получается и, надеюсь, будет получаться в дальнейшем. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры