Новые ольхонские ворота
Новый паром строится по заказу правительства Иркутской области на территории ремонтно-эксплуатационного участка Восточно-Сибирского речного пароходства в Усолье-Сибирском. Он будет курсировать по маршруту МРС – Ольхон и заменит старый и менее вместительный «Дорожник». Новый паром сократит очередь автомобилистов, желающих переправиться на остров и обратно, в пиковый туристический сезон в два раза, а время ожидания снизится на 30%. Бюджету области замена старого парома на новый обойдётся в сумму 252 млн рублей.
В последние годы материк и остров связывают два судна: «Ольхонские ворота» вместимостью до ста пассажиров и 16 легковых машин и «Дорожник», способный перевезти за рейс вдвое меньше людей и транспорта. Основные параметры нового такие же, как у парома «Ольхонские ворота»: длина – 36 метров, ширина – 9 метров, высота борта – 3,3 метра, два двигателя по 300 лошадиных сил. Одновременно пересечь пролив с его помощью смогут 8 грузовиков типа «КАМАЗа» или 16 легковушек плюс почти сто пассажиров. Проект предполагает наличие на борту станции обеззараживания воды, трёх салонов – на 36, 32 и 28 человек, кают для экипажа. Хотя паром строится по типовому проекту, от «Ольхонских ворот» его будет отличать более совершенная рулевая машина и оснащение лучшего качества.
Работы по строительству парома начались сразу после того, как в декабре 2013 года был подписан госконтракт. Проектировало его ООО «Байкальский корабельный центр». По плану корпус должен быть готов в декабре 2014 – январе 2015 года, в марте – надстройки и рубка. В апреле следующего года корпус, предварительно разрезанный на две или три части, предстоит перевезти в Иркутск, где на нижнем бьефе водохранилища два–два с половиной месяца уйдёт на сборку корпуса и монтаж двигателей и прочего оборудования. До конца года паром планируется спустить на воду.
К апрелю 2016 года судно должно полностью пройти испытания, а в июне-июле быть сдано в эксплуатацию.
Новый паром, по расчётам дирекции автодорог, сократит очередь в два раза, а, по оценкам ВСРП, время ожидания снизится на 30%.
Строительство парома – дело недешёвое: судно обойдётся бюджету области в 252 млн рублей. В этом году планируется построить новые причальные сооружения на материковой части: береговая инфраструктура будет удовлетворять всем экологическим требованиям и станет современной зоной отдыха. Стоимость обустройства материковой части – 220 млн рублей, проект на островную часть пока проходит экспертизу.