Ледово-огненное испытание
В Республике Бурятия объявлен режим чрезвычайной ситуации. Ранняя весна спровоцировала сильные лесные пожары. С начала марта на территории региона уже зафиксирован 51 очаг возгорания, общая площадь поражения превысила 1400 гектаров.
Обстановка на водоёмах республики складывается непростая: в центральных и южных районах на реках образовались большие промоины, даже в северных территориях наблюдаются забереги. Как рассказали в ГУ МЧС по Республике Бурятия, водоёмы в этом году вскрываются в среднем на неделю раньше традиционных сроков. Большие промоины уже есть на реках Уде, Чикое, Селенге. Нынешняя тёплая зима в наследство оставила тонкий лёд, который с каждым днём меняет свою структуру и становится более хрупким. Из 10 ледовых переправ сегодня действую только четыре, но и те со следующей недели могут начать закрываться. Впрочем, такая активная и ранняя весна не настораживает спасателей. По словам начальника отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Республике Бурятия Евгения Варавы, не промёрзшие до дна водоёмы и низкий снегозапас облегчат работу спасателям.
Традиционно в Бурятии весенние паводки угрожают трём районам. Во время ледохода характер показывает река Селенга, именно на ней расположены все семь затороопасных участков. Рядом с ними стоят шесть населённых пунктов – Ганзурино в Иволгинском районе, Кардон, Шалуты, Саратовка и Вознесеновка в Тарбагатайском районе, Ильинка в Прибайкальском районе.
«Река Селенга извилистая, на ней есть крутые повороты, места, где русло расходится на два рукава или, напротив, сужается в один поток. Ежегодно на всех этих площадках мы пилим лёд. Чернение и взрывные работы не проводим. Селенга относится к бассейну озера Байкал, поэтому принято решение для превентивных мероприятий использовать наиболее экологически безопасный способ», – отметил Варава.
По словам спасателя, на Селенге в Бурятии никогда не чернили и не взрывали лёд. Благо особенность республиканского паводка позволяет отказываться от пусть агрессивных, зато быстродейственных методов.
«На территории нашей республики заторы если образуются, то не длительные, как, например, в Иркутской области. У нас буквально через несколько часов лёд продавливает реку и уровень воды спадает», – добавил Варава.
В целом, рассказал спасатель, весенние паводки в республике традиционно легче проходят, нежели в соседних регионах. Больше проблем возникает с летним половодьем, когда вода угрожает как Улан-Удэ, так и северным районам с их непредсказуемыми горными реками.
Раннее потепление сгладило приближающийся паводкоопасный период, зато накалило обстановку в лесах.
В республиканском агентстве лесного хозяйства заранее начали предупреждать о сложном прохождении пожароопасного периода: снег, который должен защищать растения, сошёл. «Однако, несмотря на то что по прогнозам год обещает быть сложным, главы муниципальных образований не спешат готовиться к пожароопасному периоду. Уже четвёртый год на базе Бурятского лесопромышленного колледжа проводится обучение руководителей для тушения крупных лесных пожаров. За всё это время подобное удостоверение получил представитель только одного района, в то время как пройти курсы в Бурятию приезжают специалисты из других регионов», – сообщили в ведомстве. С отставанием готовились к пожароопасному периоду, по информации республиканского ГУ МЧС России, Прибайкальский, Тункинский, Баунтовский районы. Примечательно, что эти территории традиционно становятся заложниками стихии.
Первый лесной пожар лесничие зарегистрировали 3 апреля в Заиграевском районе. В прошлом году огонь в лесах республики начал хозяйничать на 20 дней позже. Причиной возгорания стал неконтролируемый пал травы. В этот же день возгорание сухой травы на острове Богородский в Улан-Удэ едва не обернулось трагедией. Пожарные успели справиться с огнём, пока тот не двинулся в сторону дачных домов.
Через четыре дня из-за пожаров режим чрезвычайно ситуации ввели в Еравнинском районе, особый противопожарный режим объявили в Мухоршибирском районе. За неделю в Бурятии лесники обнаружили 51 очаг, от разгула стихии пострадало больше 1400 гектаров леса. В республиканском ГУ МЧС России отметили, что огненные показатели по сравнению с прошлым годом увеличились вдвое.
«Основная наша задача – не допустить перехода лесного пожара на населённые пункты. Для этого органами государственного пожарного надзора проводятся проверки населённых пунктов, подверженных угрозе перехода лесных пожаров. На сегодняшний день их насчитывается 146. Ежегодно муниципальные образования организуют мероприятия по обустройству посёлков противопожарными разрывами, минерализованными полосами. Населённые пункты обеспечивают противопожарным водоснабжением, а также устанавливают там системы оповещения людей», – рассказал заместитель начальника ГУ МЧС России по Республике Бурятия – начальник Управления гражданской защиты Евгений Шангин.
Кроме того, отметили в пресс-службе ведомства, опасность перехода лесных пожаров на жилые дома грозит 46 дачным, садоводческим, огородническим некоммерческим товариществам. Все требования по пожарной безопасности сегодня соблюдаются лишь в 22 товариществах, остальные отнеслись к угрозе лесных пожаров несерьёзно.
Евгений Шангин подчеркнул, что 80% лесных пожаров происходят по вине человека. «Органами дознания Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в 2013 году было возбуждено 176 уголовных дел, 13 из них направлены в суд. По 12 суд вынес обвинительный приговор, по одному продолжается следствие. Сумма причинённого ущерба составила более полутора миллиардов рублей», – подчеркнул спасатель.
С 8 апреля правительство региона было вынуждено ограничить доступ жителей республики в леса. Глава Бурятии Вячеслав Наговицын из-за пожаров ввёл в лесах регионального характера режим чрезвычайной ситуации. Исключение сделали для Курумканского, Муйского, Северо-Байкальского районов и города Северобайкальска, где пока сохраняется спокойная обстановка. Бурятский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды предостерегает: огненные бои могут развернуться на территории 16 районов республики и в самом Улан-Удэ.