Тормоза отказали
Преподавателя дисциплины «Автоматические тормоза вагонов» судят за должностные преступления
В Свердловском районном суде началось рассмотрение уголовного дела по обвинению старшего преподавателя Иркутского государственного университета путей сообщения Дмитрия Оленцевича в получении взяток со студентов-заочников (ч. 3 ст. 290) и служебном подлоге (ч. 1 ст. 292 УК РФ).
На первом заседании суд предоставил слово государственному обвинителю – старшему помощнику Иркутского транспортного прокурора Оксане Лукьяновой. Из обвинительного заключения, которое она огласила, следует, что 29-летнему преподавателю кафедры «Электроподвижной состав» вменяется 74 преступных эпизода. Половина из них касается получения со студентов денег за удовлетворительные отметки по дисциплине «Автоматические тормоза вагонов». Другая половина связана с внесением в официальные документы – зачётки и ведомости – заведомо ложных сведений по оценке знаний: ведь будущим железнодорожникам не пришлось на самом деле сдавать суровому преподавателю экзамен и защищать курсовой проект, чтобы благополучно закрыть сессию.
Все 37 взяткодателей проходят по уголовному делу как свидетели: студенты добровольно сообщили в правоохранительные органы о преступлении и способствовали его расследованию, что позволило им избежать уголовной ответственности. На самом деле, судя по свидетельским показаниям, выбор у заочников был небольшой: сдать экзамен Оленцевичу, как они выражались, было «крайне сложно». Пытались многие, но безуспешно. В студенческой среде шли разговоры о том, что преподаватель намеренно заваливает своих подопечных, чтобы заставить их раскошелиться. С этой же целью он не назначал конкретную дату, когда можно пересдать экзамен. При этом намёки воспитатель юношества, по утверждению свидетелей, делал очень прозрачные. Кому-то звонил по телефону и спрашивал, что ему могут предложить за удовлетворительную оценку; кого-то укорял: «До вас что, слухи не доходят?» Заочники, у которых заканчивался оплаченный отпуск, предоставленный работодателем на время сессии, предпочитали расплатиться с корыстным учителем, чем создавать сложности на предприятии.
Посредниками в передаче денег преподавателю, по версии следствия, выступали старосты или просто лидеры подгрупп студенческого потока. Если верить свидетельским показаниям, порой достаточно было остановить Оленцевича в коридоре университета и спросить: «Сколько?» Ответ был таким же прямым: 15 тысяч рублей с носа при условии, что к этой операции посредник привлечёт как можно больше однокашников. Впрочем, стоимость «комплекта услуг», включающего зачёт по курсовой и удовлетворительную отметку на экзамене, могла варьироваться. Бедным студентам преподаватель, по версии следствия, шёл навстречу и делал скидку на пару тысяч рублей. Благодаря его «доброте» можно было выгадать тысяч 20 за посреднические услуги: Оленцевичу в таком случае предлагался минимум (по 13 тысяч с каждого студента), а разница между фактически собранной и переданной по назначению суммами присваивалась помощником в качестве вознаграждения.
Посредникам и в самом деле приходилось потрудиться «во благо» студенческого сообщества. В их обязанности входили информирование однокурсников о «процедуре» сдачи зачёта и экзамена, сбор мзды, составление списков. А ещё помощь преподавателю в обеспечении отчётности: на случай проверки тот должен был иметь курсовые работы от каждого, кому ставил зачёт. Но корпеть над проектом, за который всё равно приходилось платить, желающих было мало. Поэтому Оленцевич, по словам свидетелей, сам заботился о том, чтобы создать видимость студенческой активности: раздавал через посредников готовые курсовые. Его ученикам оставалось только сменить титульный лист, вписав свою фамилию. А потом старосте предстояло сходить в банк и перечислить собранные средства на счёт, номер которого указал преподаватель. Он принадлежал, конечно, не самому получателю, а его доверенному лицу. Ну и, наконец, надо было обменять квитанции на подписи в зачётках, собранных заранее. А затем ещё найти способ вернуть зачётные книжки владельцам, уже разъехавшимся по городам и весям. Все эти события, по версии следствия, происходили в апреле прошлого года, во время весенней сессии.
На судебные заседания педагог приходит из дома – мерой пресечения для него избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении. На должности старшего преподавателя в университете Дмитрий Оленцевич успел поработать всего два с половиной года – до сентября 2013-го. В начале очередного учебного года преподавательское поприще ему пришлось оставить из-за начавшегося уголовного преследования. Судя по характеристике, выданной образовательным учреждением, за столь короткий срок работы Оленцевич сумел зарекомендовать себя как квалифицированный специалист, активный, дисциплинированный сотрудник, уважительный человек. Он принимал участие в научных конференциях, прекрасно справлялся и с учебной нагрузкой, и с дипломным руководством по дисциплине «Автотормоза». Положительная характеристика поступила в суд и с новой работы бывшего педагога, который устроился на должность инженера в общество с ограниченной ответственностью.
В настоящее время суд допрашивает свидетелей обвинения – в списке их значится 47. В основном это студенты-заочники, проживающие не только в Приангарье, но также в Красноярском крае, Бурятии и других регионах. Вырваться в Иркутск, чтобы дать свои показания, для большинства из них проблематично из-за занятости на работе и накладно в материальном плане – расходы им будут возмещены только после вынесения приговора.