издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Световоздушные мистерии живописца

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА

Художник Пётр Нилов родился в Братске, окончил художественный институт имени Сурикова в Москве и в сорок пять лет, испытав притяжение родных мест, решил обосноваться где-то между Братском и Иркутском, на Ольхоне и в Листвянке, а если точнее, то в световоздушной среде своей новой живописной манеры. Выставка его работ прошла в галерее современного искусства «Дом художника».

Родители Петра Нилова строили Иркутскую, а затем Братскую ГЭС. Дед был военным строителем, он первым прибыл сюда из Самары, а отец стал бульдозеристом. Любил рисовать. К рисованию потянулся и сын. В семь лет его не приняли в детскую художественную школу Братска – обучение начиналось с одиннадцати. Став её учеником (педагог Иван Ващенко), Пётр проявил решительность. В 12 лет, в 1982 году, он поступил в Московский художественный лицей при институте имени Сурикова. Там был интернат на 60 мест. 

К слову сказать, этот же лицей, а затем институт окончил иркутянин Филипп Москвитин – известный теперь столичный художник, близкий Московскому патриархату.

По окончании лицея Пётр был призван в армию и служил в городе Шелехове. Возвращение в Сибирь привело к тому, что после армии он стал студентом Красноярского художественного института, но при первой же возможности перевёлся в Москву. С 1996 году участвует в различного рода выставках. После института в 1999 году его принимают в члены Союза художников.

В Красноярске педагогом Петра был заслуженный художник России Александр Казанский, уланудинец. Его уроки композиции стали для Нилова основополагающими. Неудивительно, что он сохранил к этому прекрасному мастеру-сибиряку большую признательность. В Москве учителями будущего художника стали мастера, открывшие «суровый стиль» соцреализма. В этом плане многому научил Нилова народный художник России Николай Андронов. На защите диплома присутствовали народные художники Павел Никонов, Андрей Васнецов. Они и Суховецкий, давший Нилову школу акварели, рекомендовали его в Союз художников России.

Гималаи Чивыркуя

Дипломом были три больших пейзажа из серии «Мосты». В 2004 году Пётр Нилов стал финалистом Всероссийского конкурса на лучшее реалистическое произведение, проводимого журналом «Третьяковская галерея», с последующей выставкой в стенах той же галереи. В 2009 году Пётр Нилов привёз свыше трёхсот работ в Братск и организовал там свою первую персональную выставку. Результаты, увы, обескуражили: зритель не смог воспринять такое большое количество разноплановых произведений. Лечить свою хандру, разочарование от неудачи художник отправился на Ольхон. За десять дней он написал множество холстов в разных стилях. 

И увидел объединяющее их начало – белый контур. «Суровый стиль» преподносит, образно выражаясь, чёрный контур, и, избавляясь от своего депрессивного состояния, художник избавился и от него. Темпера, а не масло стала его излюбленным байкальским материалом. Темпера – водорастворимая краска, и, по словам художника, она открылась ему, когда он увидел, как взаимодействуют на пленэре темпера и дождь. Погружение в световоздушную среду Байкала принесло его живопис­ным работам лёгкость и раскованность. Он как бы заново открыл себя, почувствовав подпитку энергетикой священного моря.

Сарма

В Иркутской галерее «Дом художника» Пётр Нилов решил показать не всё из созданного в новый для себя период. Такой живописи многоопытный Иркутск ещё не видел. Её можно назвать импрессионистической, но более «сумасшедшей», чем импрессионизм, ничем не связанной, свободной, как пение птицы в вышине. Иркутской школе свойственна плотность экспрессивного мазка. Пётр Нилов тоже экспрессивен – он ничем не сдерживает свою темпераментную кисть.Выговорить трудновато – экспрессивный импрессионизм. Но и подобрать другой термин невозможно. Байкал в мистическом зеркале современного художника кажется Байкалом будущего – более духовным и светоносным, чем его видит обыденное зрение.

После Иркутска выставка будет показана в Усть-Ордынском округе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры