«Надо, чтобы этот плод созрел»
Аббревиатура СПГ может стать новым словом в теме газификации Иркутской области – на прошлой неделе зампредправления ОАО «Газпром» Валерий Голубев предложил развивать в регионе автономную газификацию на основе сжиженного природного газа, а запасы крупнейшего Ковыктинского месторождения оставить «дозревать» до разработки на экспорт. В региональном правительстве идею строительства установок по сжижению газа называют «перспективным проектом», но всё же уповают на инвесторов, которые займутся газохимией и поднимут объём потребления углеводородного сырья.
На прошлой неделе представители «Газпрома» и правительства Иркутской области сделали ряд заявлений. До конца года должна быть откорректирована и согласована с «Газпромом» и другими недропользователями схема газификации региона, а уже к 1 июля – первая редакция этого документа.
В нём должно быть прописано, собственно, по какому пути пойдёт газификация региона, какие механизмы будут применяться, где появятся газопроводы и отводы, каковы сроки и ожидаемые объёмы потребления.
В четверг рабочие группы газового гиганта и отраслевых подразделений областного правительства подписали план первоочередных мероприятий. «Результат нашей работы сегодня даже превысил мои ожидания – настолько был конструктивный и заинтересованный обмен мнениями», – поделился с журналистами после заседания в правительстве зампредправления «Газпрома» Валерий Голубев.
«Не перезреет»
Несмотря на уверения сторон в полном взаимопонимании, кажется, что их интересы всё-таки несколько расходятся. По словам представителя газового монополиста, которому принадлежит лицензия на разработку Ковыкты, «Восточная программа» «Газпрома» направлена в первую очередь на обеспечение газом регионов России, однако она предусматривает и возможность поставки газа в Китай и другие страны АТР. «Чтобы в регионе были крупнейшие месторождения газа и люди не могли его получать – это ненормально, неправильно», – считает Голубев. Однако регион отличается не только большими запасами углеводородного сырья, но и сложными горно-геологическими и климатическими условиями и низкой плотностью населения. «Здесь не будет, наверное, такой единой системы поставки газа, как в европейской части страны, в силу невысокой плотности населения. Но локальные центры газодобычи – Северный, Братский, Южный, Усть-Кутский – скорее всего, будут развиваться так, как мы предполагаем», – заявил Валерий Голубев. Не дожидаясь строительства «большой трубы», население области можно обогреть с помощью сжиженного природного газа с малых месторождений, считают в компании. А вот для разработки крупных месторождений Восточной Сибири – Ковыктинского и Чаяндинского (Якутия) – требуется уже зарубежный потребитель подходящего масштаба. «Газпром» и правительство страны продолжают переговоры с китайскими партнёрами. По словам Валерия Голубева, есть согласие по формуле цены и объёмам поставки, тем не менее «некоторые нюансы контракта ещё в активной работе». Окончательно договориться с Поднебесной в «Газпроме» рассчитывают в ближайшие один-два месяца.
В то же время, по словам губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, для региона важнейшим совместным проектом остаётся разработка Ковыктинского газоконденсатного месторождения, хотя не следует забывать и о малых месторождениях. «Развитие Ковыкты без магистрального газопровода невозможно, поэтому очевидно: это должна быть единая газотранспортная система», – настаивает глава региона. Сроки ввода Ковыкты зависят от того, когда газ будет востребован в мире, парировал Валерий Голубев: «Надо, чтобы этот плод созрел, можем сорвать, и он будет кислый, невкусный». «Главное, чтобы он не перезрел: чем больше Ковыкта и Чаянда стоят, тем больше себестоимость газа», – развил метафору губернатор. «Не перезреет», – поставил точку топ-менеджер «Газпрома», напомнив, что «стоит» Ковыкта уже миллионы лет.
Разная газохимия
За прошлый год в Приангарье было добыто около 3 млрд кубометров газа – больше, чем сегодняшняя потребность региона. Более 70% ценного сырья сгорело на факелах. В минувший четверг, открывая международную конференцию «Развитие нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока», Сергей Ерощенко вновь напомнил, что правительство готово взаимодействовать со всеми инвесторами, заинтересованными в развитии газопереработки. «Мы создали все необходимые и достаточные условия, которые трудно найти где-либо в мире – преференции по налогу на прибыль, имущество, НДПИ на газ и нефть», – перечислил губернатор, заодно добавив в список достижений области электроэнергию и существующую транспортную инфраструктуру. «Правительство Иркутской области финансирует создание газораспределительных сетей, что мы продемонстрировали в Жигалове. Есть возможность поддержки через Корпорацию развития Иркутской области, предоставление гарантий», – продолжил Ерощенко.
Впрочем, если в правительстве в развитии газохимии видят прежде всего новые рабочие места и налоговые поступления, то в «Газпроме» её рассматривают скорее как средство подготовки газа к транспортировке. «Развитие газохимии – не предмет «Газпрома», предмет «Газпрома» – метан, – объяснил Голубев. – Все месторождения в Иркутской области богаты другими компонентами, их нужно отделить от метана и переработать. Мы просто вынуждены заниматься газохимией и газоподготовкой». При этом, если магистральный газопровод «Сила Сибири» пройдёт по северному маршруту, газовый гигант рассматривает создание газохимического кластера в районе Белогорска.
Региону же важно решение вопроса о доставке газа в Саянск, поскольку это позволит расширить мощности «Саянскхимпласта», обеспечить газом завод «Кнауф», а дальше вести газ на юг области до Ангарска. Мощность газохимического комплекса по переработке природного газа на базе АНХК, сообщили в компании, могла бы составить от 2,9 млрд кубометров в год. После 2016 года АНХК готова принимать до 400 млн кубометров газа в год на производство водорода и совместно с ОАО «АЗП» до 600 млн кубометров на топливо.
Газ выходит на дорогу
Строить распределительные сети в Иркутской области «Газпром» пока не торопится. «Мы должны работать на долгую перспективу, как минимум на десять лет, – говорит Валерий Голубев. – К сожалению, средняя загрузка распределительных газопроводов в России – примерно 25%». Сегодня выгоднее строить установки по производству СПГ и возить газ автотранспортом, уверяет эксперт. Проблема в том, что для перевозки такого топлива с месторождений нет подходящих дорог: «Машина, которая везёт сжиженный газ, – не простая бочка, газ – это не вода, а серьёзный продукт, и дороги должны быть высокого качества. Сегодня администрация области осторожно заикнулась, что может взять на себя вопросы строительства дорожной инфраструктуры, но мы понимаем, что это дорогое удовольствие», – рассказал Валерий Голубев.
В правительстве есть программа, которая предполагает мероприятия по Верхнечонскому, Дулисьминскому месторождениям и объектам Иркутской нефтяной компании, сообщил первый заместитель председателя правительства региона Николай Слободчиков, – она предполагает закачку попутного нефтяного газа в пласт и установку завода по разделению газа. Проект по переработке газа внесла в правительство ИНК. «Нам удалось в прошлом году решить вопрос с правительством России, в первую очередь с Росавтодором, по поводу строительства 10 км участка трассы «Вилюй»: от Верхнемарковского месторождения и далее по трассе зимника был утверждён маршрут с выходом на Непу, дальше 65 км по зимнику и поворот на Якутию, – напомнил Слободчиков. – Такой маршрут позволит провести дорогу непосредственно через месторождения либо вблизи них. Дорога строится такого класса, пока без асфальтового покрытия, которое позволяет возить газ спецмашинами». За счёт дорожного фонда области планируется построить мост на автотрассе между Жигаловом и Казачинским.
Областные власти готовы сделать ставку на газомоторное топливо.
«У нас идёт очень большой поток автомобилей, которые с удовольствием перейдут с традиционного топлива на газ», – полагает Николай Слободчиков. Перевод на компримированный газ муниципальных автобусов в Братске уже снизил расходы из бюджета на обеспечение их деятельности на треть.
Что касается развития газохимии в регионе, то здесь не может быть двух мнений, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: оно возможно только при наличии магистральных газопроводов, поставляющих сырьё на предприятия. «Во-первых, только газопровод в состоянии обеспечить наибольшую гарантию поставок, ведь автомобили могут сломаться, то есть ни о какой ритмичности поставок речь идти не может. Во-вторых, только по трубопроводу можно поставить тот объём газа, который нужен промышленным предприятиям», – отмечает эксперт. Да и стоить такой проект будет дороже, чем если газ будет поставляться на предприятия по трубам, причём уже, что называется, «готовый к употреблению».