издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На Братской ГЭС появился «австриец»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

В восемь часов сквозь утреннюю темень и колючий снег пробиваются несколько бортовых огней – грузовой «Ан-124» плавно заруливает на стоянку по аэродрому в Братске. Кроме служащих аэропорта на лётном поле много встречающих: все – и представители Братской ГЭС ОАО «Иркутскэнерго», входящей в группу компаний «ЕвроСибЭнерго», и журналисты – всматриваются в тёмную даль с нетерпеливым, радостным волнением. В конце февраля в северную столицу региона из Австрии прибыло новое рабочее колесо для гидроэлектростанции, первое из партии машин производства Voith Hydro.

В 8:13 утра 26 февраля огромный «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр», прибывший из австрийского городка Санкт-Пёльтен с промежуточной посадкой в Москве, замирает на стоянке аэропорта Братска. Несмотря на пронизывающий ветер и снежную крупу, жалящую лицо, ощущение чего-то значительного и торжественного, кажется, наполняет даже морозный воздух. Когда открывается передний люк самолёта, будто большая белая птица закидывает голову назад, иркутские и братские корреспонденты спешно покидают тёплые машины с камерами наперевес. Но рабочее колесо, надёжно закреплённое в грузовом отсеке, удаётся увидеть далеко не сразу. Все операции с крупногабаритным грузом требуют времени и точного расчёта. 

Заместитель главного инженера Братской ГЭС Юрий Дворянский не скрывает волнения: приём рабочего колеса – большая ответственность: нужно всё организовать, проверить, проконтролировать. Задача по транспортировке ценного груза совсем не проста: масса колеса составляет 72,658 тонны. Для сравнения Дворянский предлагает представить автомобиль типа внедорожник, который весит около двух тонн – то есть рабочее колесо диаметром 6 метров 1 миллиметр и высотой около 2,5 метра весит примерно как 35 внедорожников. Так что разгрузка и погрузка рабочего колеса турбины на специальный автопоезд да и собственно транспортировка на ГЭС – технически сложные процедуры, выполнять которые в Братске было решено в светлое время суток.

В 10:30 утра всходит солнце, к открытому «горлу» самолёта подъезжает трал. Рабочие «Волга-Днепр» и подрядной организации БМУ «Гидро-электромонтаж» готовят вспомогательные механизмы и грузозахватные присособления. В 13:00 половина серебристого колеса, затянутого защитной плёнкой, показывается из самолёта и, повинуясь законам физики, медленно переползает по специальным рельсам на трал. По прибытии на ГЭС его поднимут с помощью козлового крана и лебёдкой затянут в машинный зал. Однако на станцию рабочее колесо отправится только на следующий день – зимой светлого времени в сутках немного, поэтому транспортировку назначили на 27 февраля. 

Для перевозки крупногабаритного груза дорожная полиция на время перекрыла въезд в аэропорт и сопровождала автопоезд до самой станции. День выдался морозный, солнечный, и выезд кортежа с территории аэропорта на фоне ярко-синего неба и заснеженных сосен был настолько эффектен, что даже строгие полицейские снимали его на телефоны. А на станции в день прибытия колеса едва ли можно было найти работника, который не сходил бы в свой обеденный перерыв «посмотреть на новую железяку» и окинуть его восхищённым взглядом. 

В 10:40 автопоезд стартовал от аэропорта, а в 12:50 уже прибыл на ГЭС. Путь в двенадцать километров занял даже меньше времени, чем предварительно рассчитывали специалисты. Водители трала и тягача, сотрудники ГЭМ, с ювелирной точностью выполнили свою задачу на зимней трассе с поворотами, подъёмами и спусками. Слаженными действиями всей команды руководил заместитель директора ГЭМ Алексей Лурье, на счету которого это уже седьмая операция по транспортировке рабочих колёс. 

Новое оборудование будет установлено на двенадцатый гидроагрегат. Рабочее колесо турбины производства Voith Hydro, поставщика с мировым именем, – первое из второй партии рабочих колёс. Напомним, в рамках программы модернизации первые шесть рабочих колёс на Братской ГЭС заменили в 2004–2010 годах, их производителем был Ленинградский металлический завод. На реконструкцию второй шестёрки гидроагрегатов тоже отведено три года. В августе 2014-го в Братске ожидают второе австрийское колесо, однако оно, скорее всего, прибудет не по воздуху, а по земле. 

По расчётам, после замены рабочего колеса коэффициент полезного действия гидроагрегата вырастет до 95%, сообщил директор станции Андрей Вотенев, также лично прибывший встретить новое оборудование в аэропорту. Цель реконструкции – при меньшем расходе воды выработать столько же или больше электроэнергии.

Проект предусматривает увеличение мощности каждой гидротурбины до 250 МВт при расчётном напоре и повышение КПД на 5–7%. Стоимость одного колеса – более ­130 млн рублей, средняя окупаемость рассчитана на 9,8 года. 

– Мы думаем, что коэффициент полезного действия, который заявил производитель, будет подтверждён после того, как мы смонтируем турбину и проведём испытания, – говорит руководитель Братской ГЭС. – Демонтаж и монтаж турбины – важная операция, но никаких проблем я здесь не вижу, капитальный ремонт – это плановая работа.

Завершить монтаж рабочего колеса планируется в ноябре нынешнего года. Оно сделано целиком из нержавеющей стали, лопасти имеют сложный профиль, причём их не четырнадцать, как на старых колёсах, а тринадцать, рассказал Ярослав Новиков, директор представительства Voith Hydro в Москве. Он напомнил, что «Иркутскэнерго» и Voith Hydro начали сотрудничать в 2002 году, когда европейский производитель поставил системы регулирования для Братской ГЭС. Сегодня оборудование австрийского производства установлено и на Усть-Илимской ГЭС Иркутской энергосистемы. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры