издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не будет мастерских – через 10 лет мы уйдём в любительство»

Наталья Сысоева возглавила Иркутское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» в 2011 году. Членами союза сегодня являются 157 художников. Накануне празднования Дня работника культуры «Конкурент» задал Наталье Сысоевой вопросы о судьбе картин художников переломной эпохи, о высшем художественном образовании в Иркутске, о молодёжи, проблеме мастерских и квартирном вопросе и, конечно, о новых выставках.

В переломе века

– В 1980–1990-е годы в Иркутске работала целая плеяда талант­ливейших художников – Сергей Коренев, Александр Шпирко, Валерий Мошкин, Борис Десяткин, Николай Вершинин, Галина Новикова. Я бы даже назвала этот период нашим маленьким иркутским «серебряным веком». А если сравнить эпоху сегодняшнюю с той, уже навсегда ушедшей? 

– Сложно наверняка говорить, какой век является лучшим для творчества. Эти годы были переломными в политической, экономической, культурной составляющей нашего государства. Все, кто этот период пережил, помнят, что время было достаточно сложное, но объективно интересное. Начинались разговоры о демократии и свободе искусства, у художников отмечался активный творческий взлёт. Но в этом времени были свои подводные течения и камни: когда-то структура творческих союзов была сформирована под эгидой государства, финансировалась министерствами, был принят ряд комплексных мер по поддержке искусства. В 1990-е всё это было отпущено на свободу, государственное финансирование всех творческих организаций прекратилось, художники и другие творцы столкнулись с рынком, иными отношениями в обществе. И мало кто из этих людей, составивших славу изобразительного искусства, мог приспособиться к реалиям нового мира и выжить. У нас в прошлом году в художественном музее проходила выставка «Мы из 90-х», где тоже затрагивалась эта тема. Новое поколение художников выстраивало свой диалог с миром, во многом опираясь на эстетические концепции «восьмидесятников», но новая информационная волна существенно повлияла на размышления творцов о месте современного художника. Многие из них оставили яркий след в изобразительном искусстве. Всё это – моменты истории, отражающие отношения власти и культуры, а также государственную политику в сфере культуры. Свобода хороша до определённого момента: когда были сняты все идеологические запреты, художники, как и многие другие люди, перестали понимать, куда двигаться и что делать дальше. Они переживали внутренний перелом.

– «Портрет Ирины» кисти Коренева, его же картина «Памяти поэта Нажмила Нимбуева» – это же творчество вне времени, исторической эпохи и пространства, не так ли?

– В чём ещё трагизм этого поколения художников? Люди старшего поколения – Виталий Рогаль, Анатолий Костовский, Владимир Кузьмин, Анатолий Алексеев, Виталий Смагин, Владимир Тетенькин, Анатолий Вычугжанин, Иван Юшков и другие – оставили яркий след в истории сибирской культуры. Большинство их работ находится в Иркутском художественном музее и музеях Сибири. Это была взвешенная и продуманная государственная политика – когда со всех крупнейших выставок производился регулярный закуп работ, системно комплектовались музейные фонды. А поколение 1980–1990-х выпало из этой политики. Работы Сергея Коренева, Александра Шпирко, Николая Вершинина, Валерия Мошкина в основном попали в частные коллекции. Получается, что таким образом они выпадают из официальной истории изобразительного искусства Сибири. Мы помним творчество этих художников, а новому поколению студентов, людей, интересующихся искусством, нечего показать, их произведения не остались в наших музеях. 

– А сегодня музеи закупают картины местных художников?

– Финансирование ограничено, закупка работ ведётся, но не настолько системно, как хотелось бы. 

«Я. Ты. Мы»

– Как сегодня обстоят дела у плеяды молодых художников? 

– Организация ведёт серьёзную работу с молодым поколением художников, мы достаточно активно поддерживаем молодёжь, понимаем, что это наше будущее. А главный принцип принятия в Союз художников – именно участие в основных и значимых выставках организации, при этом региональные выставки проводятся раз в четыре года. Но сегодня у молодых возможностей активно творчески работать и выставляться гораздо больше. В прошлом году наше молодёжное объединение приняло участие в четырёх региональных молодёжных выставках – в городах Сибирского федерального округа Кемерове, Барнауле, Красноярске, Иркутске. Союз стал организатором многих международных и областных выставок-конкурсов, молодёжных и студенческих. Именно через такие выставки мы начинаем отслеживать самых талантливых представителей молодого художественного искусства. Активное сотрудничество с вузами Китая, Монголии, Кореи даёт возможность молодёжи увеличить диапазон творческих поисков. Такие выставки расширяют кругозор авторов и дают им серьёзный импульс для новых творческих поисков. Тематические проекты, такие как, например, выставка портрета и автопортрета «Я. Ты. Мы», позволяют расширить и жанровый диапазон поисков молодёжи. Этот жанр сегодня практически выпадает из сферы интересов большинства художников, так как самыми востребованными жанрами являются пейзаж и натюрморт. 

– Где сегодня учатся художники? Долгое время конкурентов у Иркутского училища искусств не было, до сих пор ребята из Забайкалья, Бурятии приезжают учиться именно к нам. 

– Биография практически каждого члена иркутского Союза художников начинается со строчки «Окончил Иркутское художественное училище», хотя многие получили базовое образование в Красноярске – там находится ближайшее к нам высшее учебное заведение такого профиля. В течение последних десяти лет в Иркутске сформировалась своя школа высшего художественного образования, в педагогической академии был открыт факультет изобразительных искусств и методики, в Ир ГТУ – Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук. Так что сегодня есть возможность получать высшее художественное образование, не уезжая из города. 

При этом серьёзной проблемой является тот факт, что художественные специальности открыты при вузах, которые относятся не к Министерству культуры или Академии художеств, а к Министерству образования. Именно оно утверждает количество бюджетных мест, устанавливает уровень платы за обучение. Кафедра монументально-декоративного искусства НИ Ир ГТУ на следующий учебный год не получила ни одного бюджетного места. Такая ситуация приведёт к неизбежному сокращению рабочих мест для педагогов, лекционных часов. Снижение числа бюджетных мест отразится не только на абитуриентах, студентах, но и на преподавателях. 

В 2013 году был закрыт Усть-Илимский филиал ВСГАО, и только в 2014 году, после слияния с государственным университетом, вновь объявлен набор на кафедру художест­венно-графического факультета.

«Ангара-Енисей»

– Может ли художник развиваться и активно работать, не имея творческой мастерской? 

– Правление союза большое количество времени уделяло решению этого вопроса. Ведь наличие мастерской – это действительно главный аспект для плодотворной работы художника. Если в городе есть художественные мастерские – будет развиваться и изобразительное искусство. Не будет их – через 10 лет мы уйдём в полное любительство и самодеятельность. Ведь наш труд очень специфический, профессия связана с наличием особых материалов, красок, растворителей, печатных станков. В Иркутске мастерские расположены по шести адресам и были построены городом ещё в советское время. Но законодательство меняется стремительно, и в 2009 году художников перевели на аренду этих помещений. Проблема рос­та коммунальных платежей, земельного налога и арендной платы при нестабильности финансового положения художников коснулась практически всех. В течение двух лет мы вели переговоры по решению вопроса о передаче творческих мастерских в безвозмездное пользование и нашли понимание со стороны городской администрации, нас поддержали мэр Иркутска Виктор Кондрашов и председатель городской Думы Андрей Лабыгин. И в 2012 году Дума Иркутска приняла решение передать мастерские Союзу художников в безвозмездное пользование, но по двум адресам, где сегодня самое большое скопление художников, – по улице Энгельса и на Жукова, ещё нет документов.

– Строятся ли новые мастерские? 

– Конечно, существующих не хватает, в союзе много талантливой молодёжи. Количество мастерских в городе не увеличивается, и наша задача сегодня – сохранить то, что у нас есть. Пока это 85 мастерских, ещё 30 художников ждут своей очереди. Мастерские в городах области дают возможность работать художникам Саянска, Ангарска, Братска, Усть-Илимска. 

– А квартирный вопрос как-то решается? В советское время художникам давали квартиры. 

– Это навсегда осталось в прошлом. Но было бы замечательно, если бы существовала региональная программа льготного кредитования для членов творческих союзов, это было бы идеальным решением проблемы. 

– Какие интересные выставки были в последнее время и что запланировано на этот год?

– Прошлый год выдался насыщенным на события. У нас прошла крупнейшая региональная выставка «Сибирь», одиннадцатая по счёту, с большим успехом на ней выставились иркутские художники. Одновременно там же шёл отбор на всероссийскую выставку, это грандиозный проект, который является итоговым, завершающим серию региональных выставок на юге России, Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Поволжье и других регионах. Самые лучшие работы были представлены в Центральном Доме художников, эта выставка прошла в январе 2014 года. Сейчас волна крупнейших выставочных проектов стихает, но продолжают активно сотрудничать между собой регионы, в частности города Сибирского федерального округа. В прошлом году состоялась большая выставка, инициированная правительством Красноярского края, этот проект под названием «Великие реки сибирского искусства» реализуется в течение последних трёх лет. В его рамках прошли совместные художественные выставки Новосибирского и Омского отделений Союза художников России, в прошлом году состоялась выставка «Енисей–Ангара», в этом году мы планируем ответную выставку «Ангара–Енисей». Площадка ещё не утверждена, возможно, это будет Сибэкспоцентр. Большой международный проект, который поддерживается правительством Омска, а также странами-членами Шанхайской организации сотрудничества, будет проходить в Омске. Ну а осенью состоится традиционная осенняя выставка в Областном художественном музее имени Сукачёва в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России». Конечно, мы планируем проведение и ежегодной молодёжной выставки, а также несколько персональных юбилейных художественных выставок – Анатолия Алексеева, Марины Синишиной, Карла Шулунова, Евгения Турунова, Людмилы Статных, так что год обещает быть интересным. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры