Коммунальные полномочия
Депутаты попросили губернатора разрешить муниципалам самим составлять протоколы о нарушениях в сфере ЖКХ
Из 474 муниципалитетов Иркутской области отделы муниципального жилищного контроля появились лишь в 137МО. Из них 67 органов было создано под давлением прокуратуры, в восьми случаях прокурорам пришлось обращаться в суд. И лишь в 10 территориях отделы муниципального жилищного контроля не только формально созданы, но и работают. Что мешает наладить в области эффективную систему контроля? Этим вопросом задались депутаты Законодательного Собрания региона на муниципальном часе, который состоялся в рамках мартовской сессии.
Изменения в Жилищном кодексе предписывают создать местные службы жилищного контроля во всех муниципальных образованиях. Таким образом, жители многоквартирных домов получили возможность жаловаться на управляющую компанию, ТСЖ, соседей в местную администрацию, а не только в региональную службу надзора. Далее сотрудники муниципалитета в зависимости от сути обращения либо рассматривают жалобу самостоятельно, либо пересылают её в область.
Как отметила руководитель Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Маргарита Ли, активнее других работу ведут инспекторы из областного центра. Этот тезис подтверждает статистика. В 2013 году по обращениям из муниципалитетов было возбуждено 180 административных дел, из них 115 заявлений поступило из Иркутска.
С октября прошлого года муниципалитеты получили право по некоторым нарушениям управляющих компаний самостоятельно составлять протоколы и направлять их на рассмотрение мировых судей. По словам председателя Думы Иркутска Александра Ханхалаева, за это время в суды ушло 34 протокола об административных правонарушениях. Итогом их рассмотрения стали 10 постановлений о взыскании штрафа. Нарушителей обязали выплатить 57 тысяч рублей.
Александр Ханхалаев уверен, что муниципальный контроль мог бы вестись более эффективно, если бы инспекторам разрешили следить за правильностью начисления коммунальных платежей. Оперативной работе мешают также, по словам председателя Думы, ограниченность прав при составлении протоколов и большой объём документов, который требуется подготовить, чтобы наказать нарушителя.
Есть и другие проблемы. Например, владельцы квартир мало информированы о своих правах и недостаточно требовательно относятся к компаниям, которые управляют их собственностью. Минимум активности, по мнению Александра Ханхалаева, проявляют ТОСы. Выходит, что собственники и управляющие компании находятся в неравном положении. К примеру, у УК есть организация, которая представляет их интересы, а у граждан нет своего объединения.
В Иркутском районе муниципальный жилищный контроль только зарождается. Как сообщил председатель Думы Иркутского района Александр Менг, пока в администрацию не поступило ни одного заявления от жителей по нарушениям в жилищной сфере. И вообще, депутат считает, что это полномочие необходимо передать на районный уровень. Он объяснил свою позицию тем, что сотрудникам районной администрации будет легче работать с управляющими компаниями, в то время как сейчас с одной организацией взаимодействуют представители нескольких поселений. Речь идёт о небольших деревнях, в которых есть по нескольку многоквартирных домов. Как правило, одна компания берёт в управление жильё сразу в нескольких населённых пунктах. Актуален и вопрос кадров. В поселениях трудно найти специалиста, который мог бы квалифицированно вести контроль.
Заместитель председателя Думы посёлка Молодёжный Сергей Журавлёв использовал трибуну Законодательного Собрания для того, чтобы рассказать о проблеме, с которой столкнулись его земляки. До 1 апреля участники ТСЖ, членами которого являются 400 человек, должны внести платёж по земельному налогу за 2013 год.
За пользование 14 километрами дороги каждый участник товарищества должен заплатить 36 тысяч рублей. Представитель Молодёжного попросил участников заседания помочь разобраться в непростой ситуации.
Жители Свирска жалуются на нарушения своих жилищных прав. Правда, заявления пишут не на управляющие компании, а на своих соседей, которые нарушают правила проживания. По словам председателя Думы Свирска Сергея Марача, в администрацию поступило четыре заявления от свирчан. Нарушителями в основном являются люди с низкими доходами или вовсе без доходов.
Маргарита Ли рассказала, что ведомство выступило с инициативой изменить законодательство таким образом, чтобы сотрудники муниципалитетов могли самостоятельно возбуждать административные дела. Сейчас инспекторы из территорий направляют материалы в областную службу, и уже там рассматривается вопрос о наказании правонарушителя. Из-за сложности процедуры зачастую сроки решения проблемы затягиваются.
Заместитель прокурора Андрей Некрасов задался вопросом, зачем муниципалитетам дополнительные полномочия, если они даже с теми, что есть, зачастую не в состоянии справиться. «Сотрудники отказываются показывать представителям прокуратуры, прячут проекты правовых актов. Иногда прокурор вынужден по публикации в газете искать вышедший документ. Находим, отменяем его, тратим время на то, чтобы привести акт в соответствие с законодательством», – рассказал Андрей Некрасов.
Бывает так, что, обратившись с жалобой в администрацию и не найдя понимания, люди отправляются в другие ведомства. Например, полгода назад житель Иркутска подал заявление в орган жилищного контроля. Сотрудники отдела дважды побывали в квартире обратившегося, оба раза констатировали наличие течи в потолке. Управляющей компании даже не выписали предписание. Итогом разбирательств стал акт, при помощи которого пострадавшему посоветовали отстаивать свои права в суде. Потеряв время на бесплодные ожидания, человек написал гневное письмо прокурору области.
Заместитель прокурора признал: в том, что муниципалитеты не справляются с жилищным контролем, виноваты не только сами работники органов местного самоуправления. «Мы пустили процесс на самотёк как по созданию методики, так и по сопровождению жилищного контроля. Никто не научил, как надо работать», – отметил Андрей Некрасов. Он также считает, что критерием оценки эффективности работы надо считать не количество составленных протоколов, а число решённых проблем и выполненных предписаний.
Корректировки требует вопрос необходимости создания органов контроля во всех муниципалитетах. В области существуют поселения, где вообще нет ни одного многоквартирного дома. Значит, и контролировать нечего. В то же время закон требует, чтобы подразделения были созданы во всех муниципалитетах без исключения. Заместитель прокурора предложил проанализировать состав жилого фонда и определиться, где органы контроля не обязательны.
Депутат Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Бабкин отметил, что большинство проблем в жилищной сфере возникает из-за того, что жилой фонд некачественно подготовлен к зиме. Парламентарий напомнил, что раньше во главе комиссий по подготовке жилья к отопительному сезону стояли энергетики. Сейчас законодательство изменилось, и комиссии стали возглавлять главы муниципалитетов, что существенно отразилось на качестве проверок. По статистике, которую дают главы администраций, готовность жилья к отопительному сезону близка к 100%. В то время как реальная картина выглядит иначе. Примерно 50% жилых домов подключается к отоплению с неподготовленными тепловыми узлами. Такие выводы Сергей Бабкин сделал, работая на основном трудовом месте в «Иркутскэнергосбыте». Он предложил обратить внимание на этот вопрос.
Подводя итог муниципального часа, председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко отметила, что в основу реформы была заложена рациональная идея – контроль нарушений в жилищной сфере поручить местным специалистам, которые хорошо разбираются в проблемах муниципалитета. Однако, к сожалению, пока наладить стройную систему не удаётся, заключила руководитель комитета.
Депутаты приняли решение обратиться к губернатору области с просьбой дать сотрудникам муниципалитетов полномочие самим составлять протоколы о правонарушениях.