издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Исход и возвращение

В Иркутске проходит выставка работ художников Эрнста Неизвестного и Михаила Шемякина

После экспозиций работ Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, иллюстраций книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» новую выставку в Иркутск привёз Александр Шадрин. Неутомимость уральского мецената удивляет последовательностью, с какой он не просто коллекционирует произведения современного искусства, но и щедро делится с россиянами выставками приобретённых им шедевров.

В экспозиции Музейной студии Иркутского областного краеведчес­кого музея представлено 60 работ русских мастеров, имена которых стали легендами, воплощением духа бунтарства и убеждения в необходимости изображения мира таким, каким они его видят. Кроме того что Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин художники по призванию, они ещё и философы, отображающие в своих работах собирательные образы пространственной среды человека, её глубокое осмысление в первозданности бытия.

В 2015 году Эрнсту Неизвестному исполнится 90 лет. Живёт и работает он в Нью-Йорке, удостоен почётного звания «Зарубежный академик Российской академии художеств», лауреат Государственной премии РФ. Скульптор-фронтовик, он не понаслышке знает, что такое война, ужасы массового уничтожения человека, поэтому часть его работ связана с призывом к миру, общности людей, заряженных на созидание. Важна Неизвестному и память о жертвах сталинских репрессий, в Магадане установлена 15-метровая скульптура «Мас­ка скорби», в Элисте – мемориал «Исход и возвращение», посвящённый насильственному переселению калмыков в Сибирь в 1943-1944 годах и возвращению их на родину в 1957 году. Кроме того, скульптуры Неизвестного установлены в Москве, Екатеринбурге, Одессе.

Эрнст Неизвестный. Равновесие

Эмиграция художника из СССР стала вынужденной. В 1962 году он был участником выставки в «Манеже», которую посетил Никита Хрущёв. На вопрос генерального секретаря: «Вы зачем советских людей уродуете?» – Неизвестный ответил, что имеет право видеть мир таким, каким хочет его видеть. Противостояние «власти и художника» было жесточайшим, но по иронии судьбы именно памятник Неизвестного стоит на могиле Хрущёва на Новодевичь­ем кладбище.

На выставке в Иркутске представлены небольшие бронзовые скульп­туры Неизвестного – «Распятие», «Равновесие», «Танец», «Скачок». Работы полны той экспрессии, когда застывшие формы кажутся точкой напряжения перед свободным и стремительным движением. Каждая скульптура представляет глубокий философский образ, вызывающий у зрителей собственные ассоциации, своё видение многогранности мира. Графические работы в технике пастель повторяют способ мышления скульптора, его причудливое выражение сакральности окружающей действительности. 

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году. 14-летним подростком поступил в художественную школу при Институте живописи, скульп­туры и архитектуры имени Репина в Ленинграде. В 1961 году был отчис­лен за «эстетическое развращение однокурсников и несоответствие нормам соцреализма». Юного художника арестовывали, «лечили» в психушке, в 1971 году он был выдворен из СССР. Шемякин говорил, что преследовали его не столько милиционеры, сколько собратья-художники, умеющие ловко подстраиваться под идеологические догмы советского государства. 

В Париже Шемякин занялся исследованием искусства всех времён и народов, которое выросло в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям. За эту работу Шемякин был удостоен пяти почётных докторских степеней, а коллекция послужила основой для создания института философии и психологии искусства во Франции.

С 1989 года начал выставляться в России, сотрудничать с Мариинским театром оперы и балета в Санкт-Петербурге, вместе с Вячеславом Полуниным с 1990 года организовывает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве, Венеции. В Санкт-Петербурге установлены три его монумента – Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям города на Неве. Вариант памятника Петру Великому установлен в Нормандии. В 2001 году в Лондоне открыт монумент, посвящённый трёхсотлетию посещения Лондона русским царём, а в Москве – скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых».

Михаил Шемякин. Карнавалы Санкт-Петербурга

Сегодня имя Шемякина стало неотъемлемой частью культурного пространства России. Он постоянный сценограф балетов Мариинского театра, совместно со студией «Союзмульт­фильм» работает над созданием мультипликационного фильма «Гофмониада». Шемякин – лауреат Государственной премии России, награждён национальной премией «Золотая мас­ка», Санкт-Петербургскими премиями «Петрополь» и «Золотой софит», удостоен почётной докторской степени ряда университетов и академий художеств Франции и США.

В Иркутске Михаил Шемякин представлен циклом работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Петрушки», «Метафизические рисунки», созданных с 1975 по 1994 год в Париже. Прежде чем начать просмотр этих творений художника, необходимо уточнить, что же такое метафизика (от греческого – «после физики»). «Это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия или какого-либо типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употребляется как синоним философии. Близко ему понятие «онтология».

Итак, если вы готовы прийти на выставку не только для созерцания, но и для работы мысли, «тайны» образов Михаилы Шемякина вами будут разгаданы. Даже если вы не прочтёте в них созвучие с авторскими размышлениями, эти рисунки пробудят в вас собственные мысли, помогут представить картину мира в его простых и сложных «сверхопытах» начала бытия.

Карнавальный Шемякин широк и очень театрален. В изображениях он пользуется приёмами гротеска, буффонады, соединения трагического и комического. В этих картинах звучат музыка Стравинского, голоса актёров итальянского театра масок «дель-арте». Шемякин смело соединяет традиции древнего искусства с современностью, зашифровывая под масочностью характеры персонажей, выводит их сущность и, по выражению Михаила Чехова, наделяет их тем «психологическим жестом», который конкретизирует образ в целом. 

Михаил Шемякин. На стихи Владимира Высоцкого «Серебряные струны»

Также на выставке представлены иллюстрации к стихам поэта-авангардиста Алексея Хвостенко «Слон-на», вернее, рисунки-ассоциации на такие, например, слова:

Люди – канарейки,

Я разгадываю их,

Перед тем как взять перо.

Художник дружил с Владимиром Высоцким, и иллюстрации к его стихам родились после смерти актёра и поэта. Сколько в них боли, сожаления о судьбе Высоцкого, судьбах всех, кто был несвободен в своём «нерве» свободы творчества.

В Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея работает уникальная выставка, на которой посетители знакомятся не просто с произведениями больших русских мастеров, они проживают здесь страницы истории России и судьбы художников, которые, несмотря ни на что, остаются верными ей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры