Цвет забирает в плен…
Я зашла в зал… и захлебнулась цветом. Со всех сторон наступали краски. Изумительный жёлтый усиливался красным и буквально обволакивал меня. Им не уступали зелёные и синие переливы. На низких нотах вибрировал глубокий фиолетовый. Абстракции и портреты, библейские сцены и знакомые городские пейзажи. Всё это не желало оставаться в плоскости холста, а перехлёстывало и заполняло собой пространство зала, наступая на меня со всех сторон. Так состоялось моё первое знакомство с выставкой «Признание…» Алексея Третьякова, которая открылась в стенах Иркутского художественного музея.
Для начала позвольте представить вам автора этой художественной стихийности. Алексей Третьяков – художник, дизайнер, педагог. Родился в 1965 году в городе Ангарске Иркутской области. Алексей кроме живописи занимается предметным дизайном и фотографией, делает монументальные росписи и витражи, строит и реставрирует православные церкви. С 2007 года является куратором международного фестиваля современного искусства «Середина земли», с 2008-го – куратором иркутской галереи «Главный стиль», с 2010-го – куратором галереи современного искусства города Альтенбург (Германия) и руководителем проекта «Окно в Европу». Лауреат многих международных и российских художественных форумов, выставок, фестивалей в области изобразительного искусства, дизайна, фотографии. Награждён знаком «Высокий дизайн» Российского союза дизайнеров, почётным знаком «Жизнь в искусстве» международной ассоциации арт-критиков. Персональные выставки Третьякова прошли в музеях и выставочных залах России, Германии, США, Китая, Люксембурга, Кореи. Работы хранятся в музеях и галереях 43 стран мира.
Что и говорить, личность разносторонняя. Однако когда зритель приходит на выставку, его мало волнуют награды и заслуги художника. Ведь самый главный диалог начинается между человеком и произведением искусства. И никакие посредники здесь не уместны.
С чего следует начать? Безусловно, с цвета. Именно он правит бал на всех работах. Взрывные колористические решения сразу же берут в плен. Всё чаще художники обращаются к особому языку цвета, который воздействует не на разум зрителя, а способен говорить с его подсознанием и психикой.
Причём у каждого человека ассоциативность с тем или иным цветом будет индивидуальна. К примеру, красный цвет имеет противоречивые характеристики. В старину на Руси «красный» означало «прекрасный, красивый». Многие другие древние народы считали красное синонимом красоты, полноты жизни, радости и счастья. В переводе с полинезийского языка «красный» означает «возлюбленная». Также этот цвет символизирует величие и власть. Трон древних императоров был красного цвета. Существовали даже запреты на ношение красного. Например, в Византии надеть красные сапоги имела право только императрица. Другие ассоциации красного цвета связаны с кровью, разрушением и агрессией. В древности некоторые племена Африки и Австралии окрашивали свои тела в красный цвет, когда готовились к бою. А китайские повстанцы называли себя «красными воинами».
Но не будем далеко гулять по спектру радуги, каждый способен разобраться с психологией цвета самостоятельно. Хочется лишь отметить, что краски, которыми художник создаёт свои полотна, имеют чистые, яркие, локальные цвета, в основе которых лежит созидающее, позитивное начало. Наверное, это именно то, чего нам так не хватает в начале весны, когда глаз устаёт от однообразных серых будней.
Ещё одна непростая составляющая выставки – это абстракция. Беспредметное искусство всегда выступало вызовом обществу. Человеку свойственно бояться непонятного. Структурированный мир привык жить по законам эпитетов, ярлыков и определений. Поэтому, когда человек сталкивается с неопределённым или неназываемым, он чаще всего старается это отрицать. Но, с другой стороны, абстракция – один из способов художника сделать любого из зрителей своим соавтором. Здесь нет навязанных понятий и положений. Каждый волен увидеть в работах своё и только своё.
Даже в обобщениях и абстракциях мы можем уловить и рассмотреть символы и архетипы мира материи. Это своеобразная игра, на которую художник провоцирует нашу фантазию.
Ещё одна линия работ – портреты современников. Мне кажется, жители Иркутска без труда узнают дирижёра Илмара Лапиньша, пианиста Дениса Мацуева, писателя Валентина Распутина. И опять всё не так просто, как кажется. Эти портреты не сотворены как выражение личности сквозь призму восприятия автора, здесь воплощена попытка передать портреты-состояния. Чтобы попробовать объяснить, что это, вновь вернёмся к теме цвета. По сути, цвет – это световая волна определённой длины. Лист растения поглощает световой луч и отражает лишь его зелёный спектр, именно поэтому мы воспринимаем лист зелёным. Занимаясь творчеством, человек генерирует вокруг себя волны – звуковые, электромагнитные, квантовые. А как можно увидеть звуковую волну? Глазами – никак. Но человеку даются и другие способы восприятия, не только материальной реальности, но и тонких планов. И там звук вполне способен вызвать ассоциацию с цветом. Из личного опыта могу сказать, что с детства у меня музыка Чайковского вызывала ощущение (именно внутреннее ощущение, а не зрительный образ) изумрудно-зелёного, холодного цвета. А вот Верди всегда воспринимался тёплыми болотно-зелёными тонами. Откуда это взялось, я не в силах объяснить до сих пор, тем более что это мои личные аспекты восприятия. Зато они помогли мне понять замысел художника в воплощении портретов-состояний. А в самом деле, какого цвета будет сам мастер во время исполнения творческого акта? Алексей Третьяков даёт свой ответ на этот вопрос.
Выставка «Признание..» – выражение художником своих чувств к малой родине, к той стартовой площадке, которая отправила его в большой творческий полёт над всем земным шаром. Примет ли и поймёт ли город это «Признание…»? Посмотрим. Лично я была благодарна за такой внезапный «красочный» душ.