издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Этот милый «Милый друг»!

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Пожалуй, в России сегодня вряд ли найдётся ещё один театр, который может похвастать тем, что на его сцене каждый театральный сезон ставится балетный спектакль. И не общепринятая классика, и не общеизвестный балет, а свой и по сюжету, и по музыке, и по сценическому воплощению, который справедливо может претендовать на сценические подмостки многих российских театров.

Так, видимо, счастливо сложилась биография Иркутского музыкального театра имени Загурского, что в недрах его сформировался высокопрофессиональный балетмейстер Людмила Цветкова, для которой современный танец стал естест­венным воплощением ярких и порою необычных выразительных средств, прочно базирующихся на святых канонах классического русского балета. И ещё одна замечательная черта нашего главного балетмейстера – приверженность величайшим творениям мировой литературы, которая для Цветковой стала неисчерпаемым источником её авторских балетов. Она откровенно пропагандирует в своих постановках незыблемость общечеловеческих ценностей, которыми славится и отечественная, и мировая литература, и в своих либретто очень чутко и бережно сохраняет сюжетную основу лучших произведений. 

Именно поэтому неизменно близкими и понятными для современного зрителя становятся её балетные открытия и «Кармен», и «Пер Гюнта», и «Гранатового браслета», и «Милого друга». Для Людмилы Цветковой все они есть грани совокупного разговора о великом чувстве – любви, которая вдохновляет и определяет жизнь человека и может вознести его на олимп счастья, а может и низвергнуть с него. Цветкова с упорством научного исследователя анализирует эти грани человеческой личности, очень осторожно внедряется в них, чтобы где-то принципиально обострённо вынести свой творческий приговор либо предоставить зрителю возможность подумать о своём видении социального явления. Во всех случаях Цветкова делает это ярко, убедительно, чётко и ясно определяя свою художественную и гражданскую позицию творца. И по-другому она не может и не должна, потому что у неё в соавторах Проспер Мериме, Генрих Ибсен, Александр Куприн, Ги де Мопассан… Потому что она носит звания лауреата всероссийского и международного конкурсов, которые получила именно за нестандартное прочтение современного танца.

В своих балетных решениях Людмила Цветкова счастливо обрела талантливых и заинтересованных единомышленников – в первую очередь в лице композитора Константина Артамонова, который сегодня на суд зрителя представил уже второй свой балет. В первом балете – «Гранатовом браслете» по повести Куприна – Константин Артамонов сумел создать музыкально-драматическую основу трагического литературного сюжета, оригинальную по композиционному построению и звуковому восприятию. Несомненно, это было самостоятельное, совершенное и ко многому обязывающее музыкальное произведение, заслуженно получившее Губернаторскую премию. И вот второй балет Константина Артамонова – «Милый друг» по роману великого французского писателя Ги де Мопассана. Он, этот второй балет, бесспорно, есть шаг вперёд в композиторской деятельности Артамонова. В нём уже более чётко прослеживаются музыкальная портретная характеристика образов, тонко прописанные интермедийные фрагменты партитуры, очаровательные мелодии и среди них красивый вальс. С удовольствием отмечаю, что в недрах музыкального театра родился свой талантливый и своеобразный композитор, чьи музыкальные пристрастия связаны с балетным искусством.

И, наконец, ещё одно замечательное явление, определяющее успех всех хореографических начинаний балетмейстера Людмилы Цветковой, – талантливая прима-балерина иркутского балета, заслуженная артистка России Мария Стрельченко. Ей присущи яркая внешняя выразительность, пластичность и естест­венная поэзия в воспроизведении хореографии любого сюжета, но особенно нежна и поэтична Мария Стрельченко в любовной лирике. Кажется, все тонкости, все нюансы, все тайны этого чувства знает и может выразить на сцене талант­ливая балерина. И вот сейчас в балете «Милый друг» она создаёт сразу три хореографических образа – Мадлену Форестье, Клотильду де Марель и Вирджинию Вольтер. Они принадлежат разным уровням социальной лестницы, разные по темпераменту и женским устремлениям, но все они представляют различные стороны возможного женского счастья, построенного на великом чувстве, и эти грани удивительно откровенно и чувственно представляет Мария Стрель­ченко. Её хореографический текст балетной партитуры настолько убедителен, что заставляет забыть о том, что все три женских образа создаёт одна балерина.

В новом балете Цветковой достаточно яркие и мужские партии. Героя балета «Милый друг» Жоржа Дюруа создаёт Юрий Щерботкин. От него требовалось чрезвычайно много – желание добиться благополучного положения в обществе, стремление к общественному признанию и богатству. В процессе достижения этого можно, по мнению Жоржа, использовать все средства, потому что основным двигателем личности и характера Дюруа является зависть, которая позволяет ему двигаться «по трупам» вверх по социальной лестнице. Юрий Щерботкин это утверж­дает решительно и откровенно, вынося приговор беспощадному стяжательству и личностной деградации Дюруа. Темпераментен и драматически убедителен С. Полухин – Шарль Форестье.

Людмила Цветкова вводит в балет новый образ – Обольщение (артистка Дина Ясницкая), которое может быть милым ангелом, способствующим возникновению любовного чувства, или отражением чувственной неуравновешенности героев, или иллюстрацией любовной интриги.

Балет сценографически обрамлён зеркалами, в которых расплывчато отражаются двигающиеся на сцене персонажи и подчёркивается иллюзорность и призрачность мечты их героев (сценография – Татьяна Королёва из Санкт-Петербурга).

Новый спектакль – всегда праздник для театра, его артистов и, конечно, зрителей. Сегодняшняя постановка «Милого друга» – праздник особенный, так как родилось ещё одно талантливое балетное произведение, так как в основе его тройной успешный вклад – композитора Константина Артамонова, примы-балерины Марии Стрельченко и автора балета главного балетмейстера музыкального театра Людмилы Цветковой, так как в сути балета великая просветительская роль, заключающаяся в величии перво­источника – романа Ги де Мопассана «Милый друг».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры