Красный свет дорогам
Иркутск в часы пик задыхается в пробках. Утром и вечером из спальных районов выбраться проблематично, в центральной части города всё чаще пешком получается передвигаться быстрее, чем на автомобиле. Горожане обвиняют во всех магистральных проблемах дорожников, которые нерационально разработали транспортную сеть. Оценить профессиональным взглядом положение дел на улицах Иркутска мы попросили главного архитектора департамента градостроительного проектирования ОАО «Иркутскгипродорнии» Олесю Куцакову. Специалист рассказала о дорожных потерях областного центра, перспективах развития уличной сети, а также поделилась идеей кардинального изменения положения дел в историческом центре Иркутска.
Организация автомобильного движения в Иркутске напрямую связана с Генеральным планом города. Сегодня областной центр активно застраивается, всё чаще возникают резонные вопросы, смогут ли справиться существующие проезды и магистрали с количеством автомобилей через пару лет? Что сегодня необходимо сделать городу, чтобы избежать транспортного коллапса, как оградить «красные линии» – границы территорий общего пользования – от застройщиков? Говорить о реконструкции дорожной сети невозможно без главной градостроительной карты.
Все примеры Олеся показывает на карте Генплана, опубликованной на сайте администрации города. Примечательно, что подлинный экземпляр карты Генерального плана Иркутска имеет внушительные размеры: три на два с половиной метра. На таком большом баннере чётко видны даже небольшие проезды. Непрофессионалу, если он взглянет на карту, сразу бросится в глаза, что весь город пронизывают крупные магистрали, образующие каркас улично-дорожной сети. Олеся Куцакова отметила, что не все обозначенные дороги уже существуют, многие есть лишь в умах проектировщиков, планах дорожников и на бумагах.
– В Иркутске о дорожных проблемах принято говорить в «истеричном тоне». Горожане указывают на узкие дороги, нерациональные проезды, маленькие развязки, которые не справляются с нагрузкой возрастающего количества автомобилей, в результате чего образуются пробки. Олеся Юрьевна, можете, как эксперт, оценить дорожную ситуацию в городе?
– Сегодня «красные линии», которые заложены в проекте планировки, к сожалению, пока мало где выдержаны. Впрочем, есть и положительные факты. Одним из примеров постепенной реализации градостроительной документации, в частности формирования нормативного «коридора красных линий», является реконструкция улицы Пискунова. Сейчас развязка с Академического моста упирается в частный сектор, который фактически находится в границах «красных линий». Проектом планировки Октябрьского округа, который был утверждён в 2011 году, данная территория была отнесена к улично-дорожной сети. В соответствии с утверждённой градостроительной документацией до 2020 года планируется провести реконструкцию улицы Пискунова до выхода на улицу Ширямова. При этом увеличится количество полос движения и повысится категорийность дороги. Земельные участки под существующим частным сектором будут изъяты у жителей для строительства дороги, жителей о такой перспективе в соответствии с Земельным кодексом РФ предупредят заранее.
В итоге мы должны получить скоростную магистраль нерегулируемого движения, пересечения которой с перпендикулярными улицами Партизанской, Карла Либкнехта, Депутатской пройдут в разных уровнях. Реализация такого проекта требует больших трудозатрат и средств. Все понимают, что город не может решить самостоятельно такие задачи, необходимы инвестиции от федерации и области.
Один из лучших примеров формирования «коридора» для перспективной магистрали можно наблюдать в Октябрьском округе. Во время движения по улице Советской многие наверняка замечали многоэтажку на пересечении с улицей Красноярской, уходящую по диагонали от улицы Советской, – административное здание по адресу Советская, 31/1. Более того, строительство жилого комплекса в районе улицы Ядринцева ведётся с учётом той же самой диагонали. Дело в том, что здесь, согласно утверждённой градостроительной документации, будет проходить часть скоростного кольца города Иркутска от планируемой развязки улиц Ширямова и Пискунова до пересечения с улицей Советской.
Конечно, есть в городе и примеры потери полноценных «красных линий». Но я считаю, что в большинстве случаев возможности разрешения ситуации существуют.
– Олеся Юрьевна, расскажите подробней о проекте скоростного кольца в Иркутске. Какую основную цель преследовали проектировщики при его разработке? Сейчас, как я понимаю, нет ни одного завершенного участка кольца?
– Трасса скоростного кольца намечается по следующей схеме: участок существующей улицы Трактовой от развязки с улицы Розы Люксембург, затем нижний Ангарский мост, улица Сурнова, проектируемая магистральная улица Октябрьского округа и плотина ГЭС. Далее кольцо продолжается по реконструируемой Старокузьмихинской улице, выходит на объездную дорогу Свердловского административного округа вдоль ВСЖД – вокруг Кайской горы. Дальше – новый мост через реку Иркут и проектируемая магистральная дорога в направлении Ленинского района в створе объездной автодороги Ново-Ленино. Для обеспечения условий скоростного режима на кольце предусматривается строительство 17 и реконструкция двух транспортных развязок в разных уровнях.
Большинство участков скоростного кольца как на правом, так и на левом берегах пока не осуществлено. Проблемных моментов много, в том числе связанных с выкупом у собственников земельных участков, которые попадают под строительство перспективных магистралей.
– Среди иркутян в последнее время популярным стало при любых недовольствах дорожной ситуацией или расположением объектов обращаться к теме точечной застройки в городе. Между тем в мэрии неоднократно подчёркивали, что Иркутску практически полностью удалось уйти от локального, непродуманного строительства. Как вы оцениваете положение дел?
– Чаще всего иркутяне принимают за точечную застройку окончательное формирование жилого квартала, который был давно заложен, но в 1990-е или «нулевые» годы во время кризисов стройка была заморожена, и работы возобновляются только сейчас. Самый свежий пример – микрорайон Радужный. Жители существующих девяти-этажек выступили против строительства новых высотных жилых домов, которые, на их взгляд, недопустимо близко строятся к существующим фасадам и тем самым перекрывают доступ солнечного света в их квартиры. Однако, согласно представленному застройщиком градостроительному плану, он не нарушил места допустимого размещения зданий, строений и сооружений, определённые в этом документе.
– В ходе разговора с вами складывается ощущение, что дорожная сеть в Иркутске может стабильно развиваться, всё упирается лишь в финансирование со стороны федерации и региона. Более того, многие дорожные вопросы уже сейчас снимаются. Тем не менее каждое утро жители спальных микрорайонов стоят в пробках. Например, выезд из Юбилейного всегда затягивается. Как это можно объяснить?
– В микрорайоне Юбилейный складывается действительно сложная ситуация. И она ещё может усугубиться в связи со строительством большого торгово-развлекательного комплекса на въезде в микрорайон.
На сегодняшний день стало невозможным строительство планируемой поперечной связи в пади Долгая. Эта общегородская магистраль регулируемого движения заложена в Генплане города, хотя уже сейчас понятно, что строительство магистрали нереально. Участки под строительство линейного объекта не были вовремя зарезервированы, землю приобрёл собственник, который на этом месте воздвиг высотные жилые дома. Сейчас в них проживают сотни семей, не может быть и речи о сносе зданий и переселении такого большого количества людей. Департамент градостроительного проектирования ОАО «Иркутскгипродорнии» на основании муниципального контракта выполняет работы по внесению изменений в Генеральный план Иркутска, планирует пересмотреть решение по данному транспортному узлу.
– А как быть с центральной частью города? Здесь много памятников архитектуры и культуры регионального и даже федерального значения, которые невозможно снести ради муниципальных нужд. Между тем вечерние пробки на Ленина, Дзержинского, Карла Маркса, Декабрьских Событий, Советской и других соседних улицах затягиваются на часы…
– Моё мнение категорично: закрыть центр города для движения частного транспорта. Разрешить передвижение только автобусам, троллейбусам и трамваям. По периметру запретной территории установить перехватывающие парковки. Необходимо на Центральный рынок – оставь машину на стоянке и иди пешком. Я уже сейчас сама практикую такой метод: до старого здания «Иркутскгипродорнии» на площади Декабристов от нынешнего офиса на Декабрьских Событий хожу пешком. По времени даже быстрее получается.
– Как в идеале должна всё-таки складываться ситуация: Генплан будет подстраиваться под дорожную сеть или магистрали обязаны прокладываться в соответствии с ним?
– Категории улиц и дорог определяются Генпланом, который является стратегическим документом. Вся транспортная схема города закладывается в первую очередь в Генеральном плане. Вообще, всё строительство магистралей должно вестись только на основании Генплана. После определения стратегии разрабатываются документы по планировке территории, где уточняется «коридор красных линий» каждой отдельно взятой улицы. Более конкретные детали указываются в других документах. Такие уточнения разрабатываются непосредственно инженерами-дорожниками на основании определённых факторов, например результатов геодезических, геологических изысканий.
– Получается, если на карте Генплана обозначена широкая многополосная магистраль, а горожане наблюдают лишь узкую одностороннюю улицу, речь идёт о нарушении стратегического документа, закона?
– Однозначно так считать нельзя. Существует очерёдность строительства объектов, обозначенных в документе. Бюджет города имеет ограничения, поэтому большие магистрали строятся по мере поступления средств. Другое дело, что ширина «красных линий» определяется категорийностью, заложенной в Генплане. Если городская администрация сначала утверждает проект планировки, а после этого начинает «раздавать» участки в «красных линиях» под капитальное строительство, скорее всего, происходит нарушение. Здесь тоже есть несколько оговорок. Так, мэрия должна резервировать земельные участки для муниципальных нужд, к которым, в частности, относится строительство дорожной сети. Но, согласно законодательству, администрация должна проинформировать собственников об изъятии земли за семь лет. Это внушительный срок, за который собственник может получить какую-то выгоду от своего участка или отказаться от него раньше в пользу города по определённой договорённости. Считаю такие меры уместными.
– Давайте обратимся к теме освоения застроенных территорий. На месте непрезентабельного частного сектора появляется многоэтажная застройка. По статистике, часто ли страдают «красные линии», нарушается дорожная сеть?
– В рамках развития застроенных территорий, как правило, корректируется или разрабатывается документация по планировке территории, где «красные линии» являются утверждаемой частью и ширина «коридора красных линий» установлена в соответствии с Генеральным планом и с учётом проектируемой ситуации. В проекте межевания определяется отступ от «красных линий», которые ограничивают место допустимого размещения зданий, строений, сооружений в градостроительных планах. Таким образом, развитие застроенных территорий, наоборот, является одним из примеров соблюдения «красных линий».
– В редакцию неоднократно обращались жители посёлка Лесной. Они активно занимаются оформлением документов на получение в собственность земельных участков и выяснили, что прямо по территории их огородов и домов проходят «красные линии». Жители в недоумении и не знают, как быть дальше и чего ожидать.
– Скорее всего, данная ситуация возникла из-за отсутствия ведения ранее кадастрового учёта. Кадастровая палата появилась лишь в 1998 году, до этого времени выдавалось свидетельство собственности на земельный участок, но территория не ставилась на учёт. В итоге администрация резервировала землю под магистраль или другие социально важные объекты, не зная о том, что на месте существуют неразграниченные земельные участки. Никто в сложившейся ситуации не виноват, искать крайнего бессмысленно. Жителям стоит обратиться с предложением пересмотреть расположение «красных линий» с учётом современного положения дел. Возможно, в отдельных случаях можно обойтись небольшим смещением дорожной оси. Такое мероприятие несложное и безболезненное. Нужно помнить, что Генплан – это не только табу, но и документ, который должен отображать потребности живого города.