Спасибо, Клара!
В одном из моих любимых романов «Унесённые ветром» мне не давало покоя одно. Не тот факт, что умопомрачительная Скарлетт О’Хара влюбилась в преснятину Эшли Уилкса. Не то, что она почему-то стыдилась своей ирландской крови. И я даже не мучилась вопросом, вернёт ли она Ретта Батлера. Все мы знаем, что вернёт. Но почему, когда Скарлетт купила лесопилки и начала ими умело управлять, снабжая лесом Атланту, на неё ополчился почти весь город? Сегодня её бы назвали успешной бизнес-вумен. Тогда она презрела нормы морали, нравственные устои, вторглась в приватный мужской мир и даже посмела продемонстрировать, что умеет считать в уме и знает дроби! Деловые способности Скарлетт и их явная демонстрация вызывали не только недоумение, но и какой-то брезгливый ужас. Женщина не должна работать! И тем более женщина не должна преуспевать в сфере бизнеса.
Это было в 60–70-х годах 19 века, сразу после Гражданской войны между Севером и Югом. А через сто лет никого в мире не удивляли работающие и успешные женщины. Конечно, женщины много трудились и до расцвета эмансипации. Но в основном это были барышни неблагородного происхождения, которые работали прачками, горничными, белошвейками. И вот 8 марта 1857 года в Нью-Йорке работницы швейных и обувных фабрик собрались на большую манифестацию. Работая по 16 часов в сутки, они получали за свой труд гроши. И требовали они всего лишь то, что уже получили мужчины, жёстко заявив о своих правах, – 10-часовой рабочий день, улучшение условий труда и равную с сильным полом зарплату. Тогда же женщины объединились в профсоюз, и состоял он исключительно из представительниц слабого пола. Теперь они уже требовали право голоса для женщин. Позднее участниц движения за предоставление избирательных прав стали называть суфражистками. Конец 19 – начало 20 века – это было их время. США, Великобритания и Франция – в этих странах суфражистки действовали активнее всего. И они ярко демонстрировали нестандартный подход в проявлении гражданской непокорности – как свидетельствуют исторические источники, «приковывали себя к воротам, садились на рельсы, устраивали демонстрации и стояли на улицах с плакатами». Первыми право голосовать получили жительницы Новой Зеландии – в 1893 году. Последними на сегодняшний день – жительницы Саудовской Аравии, которые с 2015 года смогут выражать свою гражданскую позицию на выборах. Правда, водить машины, выезжать за границу без разрешения старшего мужчины в семье и работать в правительстве им пока запрещено.
Ну а в 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня. По мнению этой активистки, такой праздник сплотил бы представительниц слабого пола в борьбе за равноправие. В 1913 году Международный женский день впервые отметили в России. И спустя сто лет я не могу не воскликнуть – в какоё всё-таки удивительное время мы живём! Женщины водят машины, занимают руководящие посты, открывают собственный бизнес. При известной доле мудрости и энергии женщина может быть и женой и мамой и при этом – крепким профессионалом. В феврале Facebook облетело фото Анастасии Михаэли, израильского политика, депутата Кнессета, матери восьмерых детей. Выглядела она на пять с плюсом, подтверждая эту истину: ничто не мешает нам хранить тепло семейного очага, рожать и воспитывать детей и при этом реализовывать свои профессиональные амбиции. Количество мужчин, которые что-то запрещали бы своим жёнам, также стремительно снижается. Большинству моих подруг даже и не снится такое – чтобы муж не разрешал работать или налагал запрет на короткую стрижку, бикини и контрацептивы.
Большим достижением ушедшего века я считаю разводы. Обесценивание статуса семьи, поиск новых альтернативных форм совместного существования – это одно. А вот возможность разорвать отношения, если они давят, не дают ощущения лёгкости и счастья, мешают личностному росту и развитию – это другое. Я всегда за семью, за сохранение брака, за борьбу до последнего, но твёрдо убеждена – иногда людям лучше расстаться.
Поэтому сегодня, когда ещё вполне свежи корпоративные тюльпаны, когда в наших домах много других красивых цветов от мужей, сыновей или просто поклонников, когда из памяти телефона не стёрты ободряющие и весёлые смс типа «Солидаризируемся сегодня, хотим и получаем счастье, удачу и любовь», мне хочется сказать: «Спасибо, Клара! Спасибо всем, кто, не побоявшись общественного мнения и осуждения, сто и более лет назад боролся за наши права». За право не быть второй. За право быть самоценной. За право реализоваться не только дома, но и в профессии.
Как-то один мудрый мужчина, глубоко верующий человек, сказал мне: «Хорошая жена идёт в фарватере мужа». Не умаляя достоинств мужчин, признавая их совершенный, логичный ум и многочисленные таланты, я всё же хочу сказать: «Какое счастье, что каждая из нас может при желании выбрать свою дорогу. Если с фарватером вдруг не повезло».