издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наработали на четверть века

Свердловский районный суд Иркутска отправил за колючую проволоку пятерых торговцев героином

Смертельный бизнес крутился вокруг торговки, которую наркоманы знали по прозвищу Цыганка Катя. Уже в 20-летнем возрасте Екатерина Чернышова начала создавать доходное предприятие, быстро набирающее обороты. Двое малышей, которых воспитывала незамужняя женщина, нисколько не мешали её криминальным планам. Напротив, сын и дочка до поры до времени обеспечивали молодой мамаше безопасность. Четыре года назад Цыганка Катя уже представала перед Свердловским районным судом за семь фактов сбыта героина. В то время её сыну было всего два годика, а дочка родилась буквально накануне приговора. Не удивительно, что Фемида, сжалившись над малышами, отсрочила их матери наказание (8,5 года лишения свободы) до достижения новорождённой 14-летнего возраста. Молодая женщина могла бы использовать этот шанс и вообще избежать колонии, если бы вышла из дела.

Но Цыганка Катя сделала совсем другие выводы из своей неудачи – она стала более серьёзно относиться к конспирации. Бизнес был к тому времени хорошо налажен. Героин Чернышова сбывала не только сама, но и наняла продавца – 19-летнюю беременную тёзку, которой дала прозвище Лика. Та собиралась рожать без мужа, не имела средств к существованию, и долго уговаривать её не пришлось. Условия Цыганка Катя предложила женщине, попавшей в безвыходное положение, довольно выгодные: кроме ежедневной зарплаты в размере одной тысячи рублей ей полагались снятая в аренду за счёт работодателя квартира и деньги на продукты. Обучение азам профессии наркоторговца Цыганка Катя проводила лично. Пару дней подельницы работали вместе, пока начинающий продавец не выучила в лицо буквально каждого своего клиента. Бегунки собирали с наркоманов деньги на героин, затем, созвонившись с торговкой, приезжали на «точку» за товаром. Возна­граждением за труды были дозы для личного употребления – по два чека с каждого проданного десятка. По телефону количество заказанных сторублёвых доз героина обозначалось как номер дома. Но если раньше руководитель криминального предприятия могла принимать клиентов и у себя на квартире, то, оказавшись под следствием, оставила за собой лишь закупку и фасовку порошка, а нанятому продавцу велела ежедневно менять «точку». Один из постоянных клиентов – индивидуальный предприниматель Денис Выговский по прозвищу Таксист, занимавшийся извозом на личной иномарке, – рассказал на допросе: с того времени, как Цыганкой Катей занялись правоохранительные органы, ему приходилось приезжать за дозами для своих заказчиков то к новостройкам на улице Багратиона и в Радужном, то к девятиэтажке в Академгородке, то в район кинотеатра «Чайка», к супермаркету «Багира» в Приморском, в посёлок Энергетиков и т.д. Каждое утро Чернышова привозила нанятой для торговли беременной женщине по 50–80 чеков героина, а вечером забирала у неё выручку и выдавала «зарплату». Так продолжалось до тех пор, пока Цыганка Катя не оказалась в СИЗО.

Бегунков, целыми днями сновавших по городу с купюрами и чеками, у Екатерины Чернышовой было много, но вместе с ней на скамью подсудимых попали трое наркоманов: 29-летний таксист Денис Выговский и нигде не работающие 30-летний Олег Волков и Сергей Жилин, на семь лет его старше. Все, по их же собственным признаниям, больше десятка лет сидели на игле, и в день каждому требовалось около грамма порошка, чтобы чувствовать себя комфортно. 

Если мотивом преступлений мужской половины компании была потребность в дозе для собственного кайфа, то все три женщины, фигурирующие в уголовном деле, наркотики не употребляли. Цыганка Катя и Лика с помощью смертельного зелья зарабатывали на кусок хлеба себе и молоко детишкам. Доказать цель сбыта Натальи Фёдоровой, у которой при обыске дома сотрудники нар­коконтроля обнаружили более 212 граммов героина, что является особо крупным размером, следствию не удалось. 44-летняя женщина, мать 15-летнего подростка, заявила, что найденный у неё порошок принадлежит сердечному другу. Она не возражала, чтобы её квартира использовалась как склад для наркоты. 

Сотрудники наркоконтроля собрали достаточное количество доказательств, чтобы всю компанию отправить в места не столь отдалённые. В отношении бегунков и правой руки торговки Лики проводились проверочные закупки. Покупателем во всех случаях выступал наркоман, которому для безопаснос­ти присвоили псевдоним Иванов. Он был хорошо знаком со всеми уличными торговцами, хотя те и заявляли на суде, что помогли Алику достать дозу всего пару раз. Таксист на допросе вообще заявил, что «выручил» парня «из сострадания». Примечательно, что в приобретённых Ивановым на меченые деньги чеках всякий раз оказывалось разное количество героина: очевидно, его разводили на всех стадиях сбыта. 

Доказательствами вины послужили не только признания самих подсудимых и участников проверочных закупок, но и заключения эксперта, видеозаписи оперативно-розыскных мероприятий, протоколы проверки показаний на месте, очных ставок, опознаний и других следственных действий. Схему распространения смертельного зелья, принадлежащего Екатерине Чернышовой, подтвердили все уличные торговцы. Кроме того, героин в особо крупном размере (около 11,3 грамма), частично уже расфасованный по чекам для розничной продажи, был обнаружен и изъят при обыске на квартире Цыганки Кати в Юбилейном. 

По всему было видно, что подельники работали в единой команде, им поначалу и предъявлялось обвинение в покушении на сбыт героина в составе организованной преступной группы. Но в ходе судебного следствия прокурор пришёл к убеж­дению, что этот квалифицирующий признак не доказан, как и несколько эпизодов, инкриминируемых Чернышовой. Однако, несмотря на смягчение участи подсудимых, признание ими вины, помощь в расследовании, наличие детей, плохое здоровье, молодой возраст, все подельники были приговорены к реальному лишению свободы. Ведь совершённые ими преступления относятся к разряду тяжких и особо тяжких, направлены против здо­ровья и нравственности населения. 

Екатерина Чернышова, которая, получив отсрочку наказания, продолжала заниматься преступным промыслом на глазах собственных детей, использовала несовершеннолетнего племянника для доставки пакетов с зельем на «точку», по мнению суда, показала «нежелание вставать на путь исправления» и «высокую степень социальной запущенности». Отсрочку по предыдущему приговору подсудимой отменили, добавив срок к наказанию за 11 очередных доказанных фактов сбыта героина. В итоге Цыганка Катя отправилась в колонию общего режима на 9,5 года, оставив своих малышей, которых она до сих пор успешно использовала в качестве прикрытия, на родственников. Бегунки Сергей Жилин, Денис Выговский и Олег Волков приговорены к четырём годам лишения свободы каждый. Наталья Фёдорова за хранение наркотиков в особо крупном размере без цели сбыта проведёт за колючей проволокой три года. В общей сложности срок их наказания составил четверть века. И только Лике суд дал шанс избежать колонии: молодая женщина, только что ставшая матерью, получила срок пять лет с отсрочкой приговора до достижения дочкой 14 лет. Лика и сегодня работает продавцом – только не героина, а телевизоров.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры