издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Довести до сноса

Самовольное возведение, отсутствие разрешений на постройки, несоответствие появившихся зданий утверждённым на бумаге – к каким только хитростям не прибегают застройщики в процессе строительства. Теперь с практикой незаконных построек бороться решили всерьёз – против «серого» строительства выступают сразу несколько ведомств начиная с областной Службы строительного надзора и заканчивая окружными комитетами мэрии.

Борьба с незаконным строительством в Иркутске набирает обороты. Особенно в правобережной час­ти города. Во всяком случае, такое впечатление складывается, когда сотрудники отдела комитета по управлению Правобережным округом между делом замечают, что каж­дую неделю проводят около трёх выездных проверок: одну самостоятельную и две в сотрудничестве с отделами прокуратур Кировского и Куйбышевского районов. В результате таких рейдов, по словам работников мэрии, им удаётся обнаружить объекты незаконного строительства, которые в последнее время растут как грибы после дождя. 

– У нас существует карта кварталов, – говорит начальник жилищного отдела комитета по управлению Правобережным округом Игорь Кузнецов. – И по ней мы планируем, сколько и какие кварталы мы будем проверять. Сейчас в жилищных отделах проводится постоянный мониторинг территорий города на предмет незаконного строительства, – утверждает он.

Решит суд

В суд направлено семь исков о сносе объектов незаконного строительства в правобережной части Иркутска. Это строения на улицах Степана Разина, Тимирязева, Карла Маркса, Пролетарской и Карпинской. На последней зданий, которые теперь требуется снести, сразу два. Оба возводятся на участках, выданных министерством имущественных отношений области под индивидуальное жилое строительство одному и тому же лицу – некоему Чистякову. Тот, получив от области участки земли в аренду, решил, что может распоряжаться ими так, как ему заблагорассудится. В итоге на одном из полученных участков, что на пересечении улиц Карпинской и Ленской, вместо одноэтажного дома появилось трёхэтажное задние с круглой башней, а на другом – малая копия знаменитого иркутского дома «на куриных ножках». Пока оба здания находятся в процессе строительства, но что случится с ними раньше – снос или благополучное окончание стройки – неизвестно.

– Вопрос о сносе решается, – говорит Игорь Кузнецов, кивая головой в сторону одного из незаконных зданий. – Область уже подала иск о сносе. 

В то время, когда он объясняет, что заявление в суд подало минимущест­ва, на самой стройке идёт рабочий процесс, и визит незваных гостей остаётся практически незамеченным: только из окон башни строящегося здания выглядывают лица рабочих из бывших союзных республик.

Пока один из строителей меланхолично выкладывает первым слоем кирпича стену здания, работники мэрии рассказывают, что незаконное строительство было обнаружено в ноябре, затем разными службами проводились проверки. 

В результате было выявлено, что городская администрация разрешение на строительство домов на обоих участках Чистякова не выдавала.

На вопрос, как будут развиваться события, если суд удовлетворит иск областного министерства имущественных отношений, сотрудники мэрии отвечают, что здание так или иначе будет отдано под снос:

– Если суд поддержит иск, то застройщик будет обязан в течение месяца со дня вынесения решения снести свою постройку, – объясняет начальник жилищного отдела комитета по управлению Правобережным округом Игорь Кузнецов. – Если этого не произойдёт, то сносом займётся администрация, но издержки понесёт собственник, – говорит он. 

С собственником, которому, возможно, придётся сносить своё творение, познакомиться так и не удалось, несмотря на то что его визита на стройке жаждали все: и проверяющие, и сами строители. Да и ждать его, по мнению Кузнецова, было бесполезно: «Он же ничего нового вам не скажет, только оправдываться будет», – говорит чиновник, стоя уже у другого чистяковского новостроя, расположенного немного поодаль от первого.

По словам Кузнецова, в большинстве своём застройщики надеются зарегистрировать свои постройки постфактум в судебном порядке. Однако, как говорят другие собеседники издания, сейчас сделать это становится всё сложнее, поскольку суды понемногу отказываются от практики узаконивания таких зданий, всё чаще вставая на сторону надзорных ведомств.

Уловок много

Чтобы претензий со стороны Стройнадзора, администрации и областного минимущества не было, а здание считалось законным, сделать нужно не так уж и мало. Сначала получить разрешение на землю в региональном министерстве имущест­венных отношений, затем разработать проект застройки, который должен пройти строительную экспер-

тизу. По её результатам городская администрация выдаёт разрешение на строительство, которое должен контролировать Стройнадзор. По окончании возведения здания это ведомство выдаёт заключение о безопасности постройки, на основе которого выдаётся разрешение на ввод строения в эксплуатацию.

При отсутствии хоть одного из звеньев этой цепи строительство будет считаться незаконным. Чаще всего застройщики пытаются сэкономить на экспертизе или проекте – в итоге нарушения начинаются с самого начала. Иногда, правда, встречаются и более изящные способы обхода принятых правил: например, на участке вырастает строение с другими параметрами или застройщик возводит новое здание вместо реконструкции старого. Именно это произошло на участке по улице Пролетарской, 7, где изначально было выдано разрешение на реконструкцию двухэтажного здания. Однако вместо него появилась административная постройка высотой в четыре этажа:

– Тут было здание, его снесли, построили новое, – говорит Игорь Кузнецов. – Кроме этого установлено, что балконные плиты расположены над площадкой центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Тем самым объект создаёт угрозу жизни воспитанников и персонала, – продолжает он. – Фактически осуществляется строительство здания с другими характеристиками – данный объект является самовольной постройкой. 

Сейчас, по словам Кузнецова, в отношении этого здания уже вынесено решение о запрете строительства, а также наложении запрета на строительство. Решения о сносе пока нет, хотя иск уже подан.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры