В ответе за тех, кого разыграли
Полёт фантазии любителей ярких эмоций способны унять две вещи: кошелёк и, пожалуй, Уголовный кодекс. В Иркутске насчитывается три десятка агентств, для которых удивлять, готовить сюрпризы и розыгрыши – каждодневная работа. Многое из того, что предлагают креативщики, находится на грани правовых и этических норм. Представьте, как может себя чувствовать человек, на глазах которого его автомобиль вдребезги разбивает упавший бетонный блок. Это потом он узнает, что разбитое авто – искусно сработанный муляж, а его железный конь преданно ждёт хозяина в соседнем дворе. «За такие фокусы голову нужно отрывать», – вполне предсказуемо реагирует на идею один мой знакомый автомобилист. Сама я не вожу, мне трудно оценить все прелести шутки, поэтому предложила парню «примерить» ситуацию на себя.
«Розыгрыш я «подсмотрел» на одном московском сайте, решил предложить его иркутянам. Автомобиль-двойник собирается из запчастей той же марки, что и «оригинал». Мастера подкрашивают его, устанавливают идентичные номера. Одним словом, добиваются максимального сходства, – рассказывает руководитель одной из фирм Дмитрий Грубер. – Разыгрывать мы соглашаемся только людей с крепким здоровьем. Заказчик предварительно заполняет анкету, в которой указывает, не страдает ли потенциальная «жертва» какими-либо болезнями».
Необходимо отметить, что постановочное уничтожение авто стоит недёшево. Разбить самую неказистую посудину обойдётся в сумму от 50 тысяч рублей. Очевидно и то, что шутка с владельцем дешёвого авто не будет особенно эффектной.
Добыча эмоций
Главный трофей, которого добиваются «заговорщики», – всплеск адреналина у «жертвы». «Наша задача – сделать так, чтобы клиент испытал всю гамму эмоций. Сначала опустить до максимального градуса вниз, потом поднять до такого же уровня вверх. Важно, чтобы по силе отрицательные и положительные эмоции были примерно равны. Тогда розыгрыш получается», – делится секретами мастерства Дмитрий.
По его словам, однажды им удалось достичь максимальных значений на «эмоциональной школе». Тогда любящий муж заказал на день рождения жене целый букет испытаний. С утра и до самого вечера молодую женщину преследовали «неприятности». В начале дня к ней в квартиру явился человек, переодетый в судебного пристава, с повесткой в суд. Именинница узнала, что на ней висит долг в несколько миллионов и её вызывают для разбирательства. Днём машину жертвы розыгрыша остановил «инспектор ГИБДД» в сопровождении полицейского. Сотрудник МВД сообщил женщине, что её машина находится в розыске, и в ближайшее время автолюбительнице нужно будет явиться в отделение.
Кульминацией «праздника» стала встреча с бомжем. Человек в грязной, засаленной одежде на глазах у именинницы «нечаянно» ударил по её машине пакетом со стеклянными бутылками. Это и было последней каплей. Как рассказывает Дмитрий, бомж сполна ответил за все обиды, пережитые за день. Следующим пунктом программы стал романтический ужин на крыше высотки. По мере подъёма на этажах женщину встречали «судебный пристав», «сотрудники органов», «бомж» с букетами цветов и поздравляли с днём рождения. Наверху за накрытым столом с цветами и подарками виновницу торжества ждал супруг. «Нет, именинница не обиделась. Оценила необычный сюрприз», – отвечает Дмитрий Грубер.
Как рассказывают организаторы розыгрышей, роли государственных чиновников обычно играют актёры, костюмы шьют на заказ. Отсутствие некоторых элементов на форме, например, металлических жетонов с индивидуальными номерами, компенсируется артистизмом визитёра и подавленным состоянием жертвы.
«Ряженые» сотрудники органов работают и в номере под условным названием «задержание группой спецназа». По словам руководителя компании по организации праздников Владимира Кима, это один из самых зрелищных и востребованных трюков. Розыгрыш состоит в том, что машину, пассажиром которой едет «жертва», останавливает сотрудник ГИБДД. Именинника «скручивают», надевают на него наручники и усаживают в автомобиль с тонированными стёклами.
Описав несколько кругов вокруг места происшествия и убедившись, что шутка сработала, парня (разумеется, этот жёсткий розыгрыш адресован представителям сильного пола), высаживают возле толпы поздравляющих и под разрывы праздничных хлопушек приветствуют и дарят подарки. Как отмечают в агентстве, вся ответственность за происходящее во время «сюрприза» возлагается на заказчика. Это условие детально прописывается в договоре, который стороны заключают накануне.
Тем не менее, без страховки обычно не обходится. Водителя автомобиля предупреждают заранее, контролируют, чтобы в салоне не было оружия. «Риск, что «жертва» может повести себя «не по сценарию», оказать сопротивление, конечно, есть. Реакция бывает разная. Но заканчиваются все шутки мирно», – уверяет Владимир Ким.
«Костюмированные» розыгрыши – удовольствие не из дешёвых. Чаще всего такие подарки вскладчину заказывают работники для своих начальников. Статистика, сколько сотрудников лишились места после подобных сюрпризов, отсутствует. Остаётся надеяться, что у иркутских руководителей крепкие нервы и хорошее чувство юмора.
Есть на рынке услуга и для тех, кто захочет, чтобы его близкого человека в день рождения остановили не «ряженые», а настоящие сотрудники ГИБДД. Наверняка и «градус эмоций» в этом случае устремится к максимальным отметкам. «Мы можем устроить так, что именинника через каждые 100–200 метров несколько раз кряду будут останавливать инспекторы. В конце условной «дистанции» человека ждёт группа поддержки с поздравлениями, – пересказывает суть одного из своих предложений генеральный директор «праздничной» компании Дмитрий Бобрович. – Изюминка этого розыгрыша в том, что в нём участвуют действующие сотрудники ГАИ во внерабочее время». «Личные наработки», – многозначительно отвечает Дмитрий на вопрос о том, на каких условиях гаишники соглашаются «подработать» на дорогах. Хозяин агентства напоминает, что розыгрыш может быть исполнен лишь «для определённого круга людей», готовых заплатить за специфическую услугу.
Дмитрий Бобрович сетует: в последние годы в event-индустрии работать стало сложнее. Если раньше богатые люди, не задумываясь, выкладывали большие суммы на развлечения, то сейчас клиенты стали более разборчивы. Опытный участник рынка знает, о чём говорит – он начинал работать в середине 90-х, в 2000-м организовал компанию. В неспокойном море бизнеса на эмоциях агентство охотится на крупную рыбу – корпоративных клиентов, коллективы, vip-персон. В арсенале массовиков-затейников около 20 ведущих, 50 творческих коллективов. К услугам людей, которые в состоянии за это заплатить, лимузины, конные упряжки, выездные рестораны и прочие атрибуты красивой жизни.
Самой изысканной публике предлагается трапеза в таких местах, где обычные люди вряд ли смогут когда-либо пообедать. «Несколько лет назад для французского посла мы устраивали ужин в Иркутском художественном музее. Ничего больше, просто ужин, – пресекает попытки получить более подробную информацию Дмитрий Бобрович. – Это был исключительный случай, ра-зумеется, каждому встречному мы такую услугу предлагать не будем. Всё это делается с разрешения музейного руководства».
Розыгрыш «эконом-класса»
Постепенно практически свободная ниша событий, так сказать, эконом-класса, заполняется небольшими местными и сетевыми компаниями. Как правило, такие агентства существуют в лице одного руководителя, он же менеджер, и нескольких помощников, которые привлекаются по мере надобности. Активно себя пробуют в новом деле парни и девушки из других профессий. Так, хозяйка недавно открывшегося в Иркутске агентства Елена Лифаренко по профессии бухгалтер. Когда ушла в декрет, решила не возвращаться на прежнюю работу, а найти себе занятие по душе. «Я прошлась по сайтам, выбрала компанию. Потом заплатила за франшизу, по скайпу прошла обучение и начала работать, – рассказывает о своём входе в индустрию праздника Елена. – Моё дело мне приносит радость. И муж доволен. Иногда помогает, если нужно что-то привезти на машине, переместить что-то тяжёлое».
Благодаря небольшим фирмам, которые появились в городе, людям всё легче становится приготовить друг другу сюрприз. И больше становится посредников в отношениях. За ваши деньги утром именинника может разбудить специальный человек с чашкой свежесваренного кофе. Бонусом к услуге идёт несколько приятных слов. Человек в костюме сердца с радостью признается от вашего имени в любви, попросит за вас прощения или подарит подарок.
Многие компании предлагают услугу «Свидание на крыше». По словам организаторов, даже зимой она пользуется спросом. Только вместо шампанского и фруктов на столике в холодное время года обычно стоит глинтвейн или горячий чай. Елена Лифаренко считает, что с крыши в микрорайоне Солнечный, которую арендует она, открывается самый впечатляющий вид на закат. А некоторые люди просят организовать на крыше не только ужин, но и завтрак.
«У нас был случай. Шёл дождь. Молодой человек попросил срочно организовать ему свидание на крыше. Я предложила перенести рандеву на другое время, когда дождь прекратится. Но парень настаивал: он хотел сделать предложение в день восьмой годовщины знакомства и ни днём позже. В итоге нам пришлось поставить шатёр. Предложение состоялось», – вспоминает забавный эпизод директор агентства.
Руководитель другой компании Елизавета Пальчикова хвалит свою крышу. По её словам, место для свидания находится в самой высокой точке города. Много времени девушка потратила, чтобы отыскать наиболее удачный вариант. Фотосессию на самой высокой крыше города Елизавета считает фирменной фишкой своей конторы.
По специальности «документовед», которую девушка получила в иркутском госуниверситете, Елизавета не работала ни дня. В «праздничную» индустрию пришла из смежной отрасли – модельного бизнеса. «Так всегда получалось, что я договаривалась о съёмках, мне передавали деньги для всех девушек. Однажды я помогала организовать открытие ресторана. Понравилось. Третий год работаю самостоятельно», – делится молодая предпринимательница.
Любопытная деталь: согласно общественным стереотипам, молодые люди должны дарить девушкам романтические подарки, готовить для них сюрпризы. На деле всё ровно наоборот. Около 80% всех частных заказов делают девушки. Иногда невольными свидетелями чрезмерной активности «слабого пола» становятся сотрудники агентств. «Девушка заказала у нас свидание на крыше. На встречу она приехала из Ангарска, – припоминает один случай Елена Лифаренко. – К условленному часу мы всё приготовили, время шло, а молодые люди так и сидели в машине. Потом девушка, видимо, всё-таки уговорила парня подняться, но свидание быстро закончилось. Молодому человеку сюрприз не по-нравился. Не знаю, как дальше сложились их отношения».
Это грустная история. Но, без сомнения, радостные моменты сотрудники «праздничных» фирм видят несоизмеримо чаще. Об идеальном свидании, которое состоялось с их помощью, рассказывает Владимир Ким. Молодой человек заранее принёс в его контору видеозаписи, фотографии, вещи своей девушки и попросил снять фильм о ней. Когда фильм был готов, пара будто случайно прогуливалась мимо кинотеатра, и они решили сходить на какой-нибудь фильм. Свет в зале уже погас, когда молодые люди вбежали в зрительный зал. Устроившись в кресле, девушка вместо заявленного в афише фильма на экране увидела картину о себе. Когда сеанс закончился, жертву доброго розыгрыша ждал ещё один сюрприз. Оказывается, роли зрителей в зале играли друзья и родственники будущих молодожёнов. Единственный минус этого сюрприза – стоить он будет дорого. Начальная цена – 100 тысяч рублей.
С особенной теплотой одариваемые вспоминают сюрприз под названием «Подписка на носки». Как рассказал автор иркутской версии этой услуги Дмитрий Грубер, всё началось с традиционной мужской проблемы, которой посвящают литературные произведения и научные трактаты, – куда по утрам исчезают носки. «Однажды утром вместе с братом мы подумали, как было бы здорово: утром встал, под рукой свежая пара. Так появилась новая услуга. Раз в неделю к клиенту домой приезжает человек и привозит 7 пар носков на всю неделю. Целый месяц человек может быть спокоен», – отмечает благодетель холостяков.
«Праздничный беспредел»
Представители индустрии событий хором заявляют, что в состоянии исполнить любой каприз клиента. Были бы, конечно, деньги, чтобы осуществить задуманное. Второй ограничитель – невнятные запросы заказчиков. Зачастую человек приходит, изначально заявляя желание «удивить мир» своим сюрпризом. При уточнении, как правило, выясняется, что его запросы не выходят за рамки традиционных вещей. Эту особенность земляков отмечает и директор муниципального учреждения «Праздник» Михаил Зубков. «Иркутяне нетребовательны к развлечениям. К тому же часто бывает так, что при подготовке к событию человек занят множеством других дел, у него нет времени выдумывать что-то экстраординарное», – говорит специалист.
Да и у самих организаторов не всегда хватает квалификации и ресурсов, чтобы качественно оказать услугу. Как отмечает Михаил Зубков, в регионе нет учебных заведений, которые готовили бы специалистов по организации праздников. Кроме того, в своём распоряжении фирмы не имеют достаточного количества профессиональных артистов, музыкантов. И дело не в том, что в нашем городе мало талантливых исполнителей. Просто не все из них соглашаются выступать на корпоративных вечерах, в местах, где люди едят.
Мы решили проверить, насколько иркутяне довольны «праздничными» услугами и узнать, много ли жалоб от клиентов поступает в контролирующие органы. В Роспотребнадзоре по Иркутской области не смогли вспомнить ни одного случая, чтобы кто-то пожаловался на качество организации праздника. На памяти у начальника отдела по защите прав потребителей иркутской мэрии Виктора Низовцева есть лишь одно обращение, в котором заказчики вечера пожаловались на некорректное поведение ведущего. Тогда специалистам не удалось рассудить, кто был прав, кто виноват, поскольку, по утверждению обвиняемой стороны, хозяева праздника были в изрядном подпитии и не могли адекватно оценивать ситуацию. Вряд ли этот курьёз стоит принимать во внимание. «Мы говорим не о товаре, а об услуге. Определить, насколько качественно она была оказана, сложно даже специалистам», – отмечает Виктор Низовцев.
Региональные и федеральные эксперты сходятся во мнении: еvent-индустрия – едва ли не единственная отрасль в экономике, в которой отсутствует какая-либо регуляция и правила поведения. К примеру, задумаемся, как с правовой точки зрения можно объяснить «игры» инспекторов ГАИ на дороге. Будь то «переодетые» или настоящие гаишники, каким образом они «без шуток» могут объяснить желание ради прикола издеваться над водителями?
«По острию ножа» ходят организаторы экстремальных розыгрышей. К счастью, пока не известно ни об одном пострадавшем от неудачного сюрприза. Когда что-то случится, может быть поздно. С детства мне запомнился один «самодеятельный» сюрприз. Его устроили друзья для мамы моей одноклассницы. В рождественские святки взрослые люди, зная, что женщина в квартире одна, надели на себя безобразные маски и заглянули к ней в окно. Эффект получился совсем не таким, какого ожидали: у мамы одноклассницы не выдержало сердце, девочка осталась сиротой.
Люди, прошу вас, относитесь бережнее к тем, кому хотите сделать приятное.