издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цены на низком старте

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Плохие новости для автомобилистов – в январе производители повысили цены на нефтепродукты, значит, не за горами и подорожание бензина на заправках. Несмотря на декабрьское снижение стоимости в рознице, топливо на АЗС Иркутской области нельзя назвать дешёвым – по итогам января регион занимает второе место в Сибирском федеральном округе по средней потребительской цене литра АИ-92, уступая лишь Забайкалью. По предварительным прогнозам аналитиков, до конца года бензин в России может подорожать на 7-8%. Сопоставимыми темпами, как ожидается, будет расти и цена на дизельное топливо.

С декабря оптовые цены на светлые нефтепродукты, которые закупают иркутские сети АЗС, в среднем выросли на 15%, а по отдельным позициям даже больше, говорит Денис Писаревский, генеральный директор компании «Парламент-А», управляющей заправками «Омни». Потребительские цены держатся, пока розничные операторы работают на старых запасах. Скорее всего, с поступлением новых партий топлива цены на АЗС тоже начнут меняться, но когда это случится, иркутские участники розничного рынка не раскрывают. 

Представитель другой крупной сети называет ситуацию стабильной, не исключая, впрочем, что новые ценники могут появиться в любой момент. 

У крупнейшего оператора в регионе, дочерней структуры «Роснефти» ЗАО «Иркутскнефтепродукт», последний раз цены на заправках менялись 30 декабря, причём в сторону уменьшения. Тогда на 50 копеек подешевел 92-й бензин, на 20 копеек – дизельное топливо зимнее и АИ-95. До этого цены понижались 27 и 19 декабря, напомнила представитель компании. Аналогичные изменения заметили в конце года и клиенты других заправочных сетей региона – так, цены на «Омни» снижались в декабре и начале января. 

В итоге по настоящее время АИ-92 у «Иркутскнефтепродукта» стоит 29,8 рубля за литр, АИ-95 – 32,9 рубля, зимнее дизтопливо – 35,6 рубля. Незначительно отличаются цены у других операторов топливных сетей. 

По данным Новосибирскстата на конец января, средняя потребительская цена АИ-92 в Приангарье составила 30,3 рубля, АИ-95 – 33,72 рубля, дизельного топлива – 35,51 рубля, газового – 17,19 рубля. По цене бензина самой популярной марки Иркутская область в январе среди регионов СФО уступала лишь Забайкалью, где литр 92-го стоил 32,38 рубля. Дешевле всего в первый месяц года дизельное топливо обходилось жителям Омской и Кемеровской областей. В последней зафиксированы также самые низкие цены на бензин.

Как сообщает Росстат, 3 февраля средняя стоимость АИ-92 в Иркутске составила 29,9 рубля за литр. 

«Роснефть» 5 февраля продала более 1 тыс. тонн бензина Регуляр-92 производства Ангарской НХК по ценам 33,45–33,55 тыс. рублей за тонну. За день товар подорожал на 750 рублей, а с начала недели – на 900 рублей, сообщает портал Аи92.ru. Премиум-95 у того же производителя продавался за 33,8–34,25 тыс. рублей за тонну, прибавив в цене 450 рублей по сравнению с предыдущим торговым днём. Стоимость топлива выросла и у других поставщиков, например у Омского НПЗ «Газпром нефть». На фоне повышения крупнооптовой отпускной стоимости высокооктанового бензина на АНХК и Омском НПЗ, пишут аналитики «ОМТ-Консалт», участники мелкооптового рынка в СФО также подняли свои цены. Спрос в федеральном округе в целом остаётся стабильным.

По оценкам местных экспертов, в январе реализация топлива на заправках заметно снижается – например, у «Омни» разница по сравнению с декабрём составляет 25–30%. «Полмесяца все отдыхают, расслаб­ляются, личный транспорт используют меньше, промышленные предприятия стоят», – говорит Денис Писаревский. Зимнее снижение продаж отмечают и специалисты «Иркутскнефтепродукта». 

Эксперты топливного рынка называют разные причины роста оптовых цен: в частности привлекательность экспорта, укрепление доллара, что делает продажи на внутренний рынок менее прив­лекательными. Впрочем, ослабление национальной валюты напрямую не оказывает давления на ценовую конъюнктуру российского рынка нефтепродуктов, учитывая его локальный характер, полагает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». Он называет влияние этого фактора лишь косвенным, следовательно, в основном динамика розничных цен на бензин и дизельное топливо будет зависеть от изменения сырьевых цен и мер административного регулирования рынка. «Стоимость нефти в последнее время довольно стабильна, а ценовые колебания в среднесрочной перспективе обуславливаются в основном динамикой мирового промышленного спроса, продвижением переговоров по поводу ядерной программы Ирана и увеличением запасов «чёрного золота» в США, а в долгосрочном горизонте (3–5 лет) большое значение, вероятно, будет иметь и развитие процессов «сланцевой революции», – отмечает Клягин. 

Прогнозируя рост потребительских цен на автомобильное топливо на этот год, эксперты сходятся во мнении, что он превысит инфляцию. Ожидаемые темпы роста розничной стоимости бензина в России в 2014 году, по оценкам «Финам Менедж­мент», составят около 7-8%. Примерно сопоставимыми темпами будет дорожать и дизтопливо, хотя на фоне спада в экономике здесь может наблюдаться сужение спроса, что способно несколько замедлить ценовую динамику, не исключает Максим Клягин. «Более консервативные прогнозы предполагают повышение цен на уровне около 10%, но на фоне весьма слабого экономического роста более вероятным сценарием выглядит формирование динамики по нижней границе», – полагает эксперт. О десятипроцентном росте говорят и в Союзе нефтегазопромышленников России и даже предлагают ввести талоны на бензин и социальные заправки для малоимущих граждан, пишет «Российская газета». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры