Танцы профессора Дамблдора
В Иркутске появилась сборная «формейшн» по спортивным танцам
Соревнования по спортивным танцам среди пар проводятся довольно часто, и в Иркутске в том числе. А вот соревнования среди ансамблей не так популярны, одна из причин – как таковые они не относятся ни к спорту, ни к культуре. Впрочем, спортивные соревнования среди ансамблей всё-таки проводятся, но не просто среди ансамблей, а среди групп «формейшн». Чемпионаты России по «формейшн» несколько лет подряд проходили в Тюмени, Челябинске, Омске, Новокузнецке – именно в этих городах танцуют самые сильные коллективы страны. В этом году в марте впервые за последние 9 лет «формейшн» будет проходить в Москве, в выставочном центре «Крокус Экспо». И впервые участие в соревнованиях будет принимать сборная по бальным танцам из Иркутска. Максим Скоморовский, руководитель клуба «Академик» ИрГТУ, поставил для новоиспечённого коллектива номер на музыку из фильма про Гарри Поттера.
У «формейшн» жёсткие международные правила – в ансамбле должно быть 8 пар, танцевальный номер длится 6 минут, в нём должно быть использовано пять европейских или латиноамериканских танцев в зависимости от программы ансамбля. В европейскую программу входят танго, фокстрот, квикстеп, медленный вальс и венский вальс, в латиноамериканскую – самба, румба, ча-ча-ча, джайв, пасодобль. «Формейшн»-соревнования очень популярны в мире, особенно в Германии, где существует так много ансамблей, что они разделены на несколько лиг! В России такой распространённости «формейшен» нет, это достаточно хлопотно и дорого – во многом за счёт расстояний в стране. Содержание ансамблей обходится недёшево, одни костюмы сколько стоят! Ещё один важный момент – психологический:
– Попробуй в небольшом городе собрать команду из 16 человек! Стоит только одному уйти, как весь букет разваливается. Поэтому в России не так уж много ансамблей, самые мощные – в Тюмени и Новокузнецке, они существуют при заводах и хорошо поддерживаются, – рассказывает Максим Скоморовский. – Мы на соревнования обычно ездили клубом «Академик». И мне говорили: «Постановки у тебя хорошие, мирового класса, а уровень пар не очень высокий». Жюри ведь оценивает не только саму постановку, танец, но и его исполнение. Важно всё: как танцоры выстраивают линии, пересекаются, двигаются, делают круги, оцениваются и синхронность движений и расстояние между парами. В рамках одного клуба воспитать 8 хороших пар сложно, так и пришла в голову идея сделать сборную команду, пригласить сильных танцоров из других иркутских клубов. Но ребята, хорошо танцующие в парах, к ансамблям обычно относятся не слишком серьёзно. И на первом этапе нужно было их убедить, что дело того стоит. У нас три пары неплохие образовались. Хороший танцор обычно известен в городе, и уже на его имя могут прийти другие пары. Так мы по цепочке смогли собрать 8 пар.
В результате в сборную команду «формейшн» вошли пары из клубов «Академик», «Данс классик», «Лотос», «Карнавал», «Байкал данс», «Экспромт». Процесс притирки практически позади, в ансамбле установились ровные, доброжелательные отношения, есть и вера в удачу. 17 февраля было первое публичное выступление – на IX городском форуме «Образование Иркутска – 2014».
В Москву ребята поедут выступать с танцевальным номером на музыку из блокбастера про мальчика-волшебника Гарри-Поттера:
– У меня растёт сын-школьник и, конечно, мы с ним посмотрели все семь фильмов про Гарри Поттера. Когда я в музыку начал вслушиваться, понял, что в ней есть все европейские ритмы – и вальс, и танго, и фокстрот, и квикстеп. Послушайте как-нибудь, вы обязательно это услышите! Причём во всех фильмах играет один и тот же оркестр, это очень важно для меня, потому что позволяет легко стыковать и компоновать разные фрагменты музыки. Я использую саунд-треки из всех семи фильмов «поттерианы». Если же будут звучать разные оркестры и разные музыканты-исполнители, то какой-то «тришкин кафтан» получится без стройности и созвучия. Поскольку музыка была необходима хорошего качества, я раздобыл все диски – и не с mp3, а с CD-звучанием. Полгода я слушал эту музыку, выбирая самые лучшие и яркие фрагменты, было очень обидно отказываться от каких-то интересных моментов, но номер должен длиться 6 минут, тут уж ничего не поделаешь. Вначале я компоновал музыку, это надо было сделать так, чтобы зрителю не было скучно смотреть, а ребятам танцевать. И параллельно придумывал номер.
Как говорит Максим Скоморовский, схема танца рисуется заранее и продумывается достаточно долго. Идёт постоянная мыслительная и творческая работа:
– Я по профессии инженер и давно понял, что есть много общего между конструированием детали или механизма и постановкой танцевального номера. Каждый элемент детали точно так же, как и кусок танца, продумывается, куски между собой надо изящно состыковать. Обычно утром, когда тело ещё спит, а мозги уже проснулись, я что-то стараюсь придумать. Иногда кажется: вот она, гениальная идея! Распишешь всё на бумаге, приезжаешь в зал, ребятам показываешь, а на деле это оказывается такой ерундой! Однажды мы пять раз переделывали один кусок. Когда ребята станцевали шестой вариант, привычно спросили: «Что, переделываем?». И когда я ответил: «Нет», все с облегчением зааплодировали.
Конечно, красивый танец немыслим без красивых костюмов.
Иркутяне будут выступать в синих платьях и чёрных смокингах. А у руководителя ансамбля Максима Скоморовского наряд будет совершенно особенный, хотя, согласно правилам «формейшн», это и не требуется:
– У нашего номера пока нет имени, я разрываюсь между названиями «Гарри Поттер» и «Школа волшебства». Но Гарри Поттера как такового в танце нет, а какая-то привязка нужна. По правилам во время исполнения «формейшн» руководитель сидит напротив паркета и руководит ансамблем, как дирижёр. Обычно все руководители в галстуках и пиджаках. А я подумал: «Чёрт побери! Раз у нас волшебство, то играть надо до конца». И заказал себе костюм профессора Дамблдора. Такая получилась изящная подводка к номеру, к идее танца.
Сейчас идут репетиции, а через месяц ребята отправятся в Москву. Победителей соревнований «формейшн» ждут серьёзные награды. Призёры получают право участвовать в чемпионате Европы.