издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особая миссия

Органам внутренних дел на транспорте исполняется 95 лет

В 1897 году началась закладка Иркутского вокзала. В конце века возле скита с церковью возникла станция Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный). В этом же районе был построен посёлок железнодорожников. Здесь же организовали полицейский участок оперативного обслуживания сортировочного парка. В 1902 году в районе вокзала станции Иркутск было построено двухэтажное кирпичное здание, примыкающее к западной стороне привокзальной площади. Сначала в нём предполагалось организовать железнодорожное училище, но затем здание передали железнодорожной жандармерии. Сейчас здесь находится Восточно-Сибирское линейное управление МВД России на транспорте. Иркутская железнодорожная полиция того времени осуществляла охрану порядка и грузов на железнодорожном, водном и гужевом видах транспорта.

История советской транспортной полиции берёт своё начало в 1919 году. В это время в СССР началось интенсивное строительство железных дорог, возникла потребность в отдельной структуре, которая должна была охранять железнодорожный транспорт и обеспечивать безопасность перевозок как гражданских, так и военизированных. 18 февраля 1919 года ВЦИК издал декрет об учреждении особого структурного подразделения МВД – межведомственной комиссии, занимающейся вопросами охраны железнодорожного транспорта. Спустя десять лет на её основе была сформирована федеральная структура с широкой сетью региональных отделений по всей стране. С начала 1930-х годов в ведении транспортной полиции – обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок на всех видах транспорта.

Официальной датой создания органов внутренних дел на транспорте Восточной Сибири считается 1 августа 1937 года, когда появился дорожно-транспортный отдел НКВД администрации Восточно-Сибирской железной дороги. 

В июне 1925 года на левобережье реки Ангары был сооружён первый в Иркутске аэродром. В 1971 году в целях предотвращения терроризма, транспортировки запрещённых для перевозки грузов, охраны правопорядка в аэропортах к компетенции транспортных органов милиции были отнесены вопросы обеспечения безопасности пассажиров на объектах воздушного транспорта. Такие подразделения появились и в структуре органов внутренних дел на транспорте Восточной Сибири. На сегодняшний день в дежурную часть отдела выведены изображения с двух сотен камер наблюдения. Под присмотром транспортной полиции находятся внутренний и внешний периметры аэропорта, здания аэровокзалов внутренних и внешних авиалиний. Камеры оснащены тепловизорами, что способствует обеспечению контроля над обстановкой и в тёмное время суток. Ежедневно в аэропорту города Иркутска на дежурство заступают 30 сотрудников транспортной полиции. 

Долгое время линейный отдел внутренних дел на воздушном транспорте располагался в стеснённых условиях. Сегодня рабочие места его сотрудников расположились почти на 700 квадратных метрах, оснащённых современной охранно-пожарной сигнализацией, всей необходимой мебелью и оборудованием.

С 1993 года в структуре управления функционирует ОМОН. На него возложены задачи по пресечению групповых нарушений общественного порядка на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, задержанию террористов и вооружённых преступников, разблокированию транспортных магистралей. У истоков создания отряда стояли генералы Николай Пушкарь и Олег Андреев. Первый ОМОН ВС УВДТ возглавил Олег Кузнецов. С началом активных боевых действий в Чеченской Республике бойцы ОМОНа принимали участие в наведении конституционного порядка в мятежном регионе. Неся службу на станциях Наурская, Червлённая-Узловая, Гудермес, бойцы отряда проводили инженерную разведку на объектах железнодорожного транспорта, сопровождали грузовые и пассажирские поезда, участвовали в проведении оперативно-розыскных и спецопераций. 

В начале нового столетия образовалась водная полиция. Сегодня флот Восточно-Сибирской транспортной полиции насчитывает 15 судов, из них два – класса «море» стоимостью 50 млн рублей каждый. Одним из основных направлений деятельности полиции является выявление и раскрытие преступлений, в том числе связанных с незаконным выловом водных биологических ресурсов. В связи с увеличением темпов развития в регионе туризма остро встал вопрос профилактики и выявления преступлений, предусмотренных статьёй 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

1 марта 1919 года в составе уголовного розыска был создан кабинет судебной экспертизы – первое экспертное учреждение НКВД Российской Федерации. С тех пор служба шагнула далеко вперёд. В Восточно-Сибирском управлении от небольшой группы из пяти специалистов она выросла до экспертно-криминалистического центра с двумя отделами на 30 штатных единиц. Одним из первых руководителей этой службы был Иван Комаров. Специалисты-криминалисты несут круглосуточное дежурство в составе следственно-оперативных групп, обеспечивая обнаружение, фиксацию, изъятие и предварительное исследование вещественных доказательств при проведении осмотров мест происшествий. 

За время своего существования Восточно-Сибирская транспортная полиция не раз подвергалась реформированию, смене экономической политики, но всегда успешно справлялась с поставленными задачами. Личный состав обеспечивал поддержание общественного порядка и бе-зопасности в «горячих точках» Афганистана и Чеченской Республики. Более 170 сотрудников награждены государственными наградами. В настоящее время сводный отряд успешно несёт службу на объектах в городе Сочи. В конце января из очередной командировки с Северного Кавказа вернулись бойцы транспортного ОМОНа, получившие положительные отзывы о своей службе. В зоне ответственности находятся 3848 километров железных дорог, 12 аэропортов, 8804 километра судоходных путей, где несут свою службу транспортные полицейские.

Как показывает исследование общественного мнения Всероссийским центром, за последний год с 76 до 85 процентов возросло доверие граждан к органам правопорядка на транспорте. Восточно-Сибирское линейное управление занимает лидирующие позиции по обеспечению защищённости пассажиров. Высоко оценены такие качества сотрудников, как вежливость и ответственность при работе с гражданами. Большинство опрошенных отметили высокую эффективность работы транспортной полиции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры