издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога не прощает ошибок

  • Автор: Альберт ШАРЫПОВ, майор полиции, начальник отделения ГИБДД (дислокация – Баяндай) МО МВД России «Эхирит-Булагатский»

Хочу рассказать об особенностях дороги на Байкал, может быть, кому-то эта информация поможет. Статистика показывает: на территории Баяндаевского района в последние годы постепенно снижается количество аварий и пострадавших в них людей. В 2008 году зарегистрировано 31 дорожно-транспортное происшествие, погибли 12 человек, ранены – 41, а в 15 автоавариях прошлого года получили травмы 20 пострадавших и пятеро скончались. Если учесть ежегодный прирост количества транспорта, получается обратная последовательность: больше машин на дорогах – меньше ДТП. Чья в этом заслуга? Возможно, дисциплина водителей стала получше. Но нельзя отрицать: на снижение аварийности повлияли работа полиции и анализ всех дорожно-транспортных происшествий.

От областного центра до границы Баяндаевского и Ольхонского районов дорога на Байкал проходит в равнинной местности с небольшими подъёмами и спусками, крутых поворотов практически нет. Широкая, ровная, заасфальтированная, ехать по такой дороге – одно удовольствие. И можно развить довольно приличную скорость. Вот это, как правило, и есть первая и зачастую роковая ошибка многих водителей. Спокойный рельеф местности, дальний путь начинают усыплять. Снижаются время реакции, бдительность. Скорость незаметно для водителя растёт. Соответственно, увеличивается тормозной путь. И остановить автомашину в экстренный момент сразу не получится, проедешь как минимум ещё метров 50–70. Объехать препятствие на высокой скорости тоже сложно. В результате – авария. Если останешься живым и невредимым, считай, что родился в рубашке. Скорость есть скорость. Я вообще не советую ездить быстрее, чем 100 км/ч, причём на любой трассе. Особенно ночью. При столкновении со встречной автомашиной, движущейся с такой же скоростью, не спасут по-душки и ремни безопасности. Для сравнения: удар о неподвижную преграду на скорости в 100 км/ч равносилен падению с десятого этажа. 

Многие, наверное, замечали: дорога на Баяндай в жару как будто парит. При сильном нагреве асфальтобетонного покрытия рассматриваемые объекты за стеклом автомобиля словно плывут. Когда передвигаешься на высокой скорости и в утомлённом состоянии, увидеть при обгоне встречный автомобиль, определить расстояние до него и оценить его скорость довольно проблематично. Но есть ещё одна проблема: в Баяндаевском районе постоянно дует ветер. Причём сильный и дует поперёк дороги. При боковом давлении воздуха на машину создаётся эффект парусности, и чем больше боковая площадь автомобиля, тем сильнее этот эффект. Его ощущаешь, когда обгоняешь, к примеру, лесовоз или фуру, либо проезжаешь участок дороги с установленными барьерными ограждениями. В этих ситуациях автомашину резко бросает в сторону и можно вылететь на встречную полосу либо просто слететь с дороги. Почему использую слова «слететь» и «вылететь»? Да потому, что это происходит в буквальном смысле. 

Теперь поговорим о ситуации с обгоном в пределах пересечения неравнозначных дорог. Зачем нужен этот обгон, я, честно говоря, не понимаю. Правилами он, правда, не запрещён, выезд на полосу встречного движения для обгона в пределах участка дороги с прерывистой разметкой возможен. И всё же представьте ситуацию: водитель обгоняемой автомашины решает повернуть налево, не зная, что в пути перегорела лампочка сигнала поворота. Водитель подаёт сигнал, смотрит в зеркало заднего вида: автомобилей нет. Он спокойно поворачивает налево, а вы находитесь у него в мёртвой зоне, то есть он вас не видит. Это самая распространённая ситуация. Сразу скажу, где чаще всего такое случается на автодороге Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово: 105 км – перекрёсток на Ользоны и Кокорино, 110 км – отворот на село Бадагуй, 117 км – отворот на Бахай, Загатуй. 

В прошлом году в Баяндаевском районе зарегистрировано 15 автоаварий

О перекрёстках особый разговор. Возьмём для примера пересечение автодорог Иркутск – Жигалово и Баяндай – Еланцы. Здесь довольно часто случаются аварии с летальным исходом. Причина самая банальная – не уступил дорогу. А почему так происходит? Поясню на собственном примере. Я выехал на этот перекрёсток со стороны посёлка Еланцы, остановился перед стоп-линией. Посмотрел направо-налево: видимость идеальная – 300–400 метров в обе стороны. Обратил внимание на автомашину, идущую слева, со стороны Иркутска. В какой-то момент она вдруг исчезла из поля зрения на две-три секунды, потом неожиданно оказалась прямо передо мной. Как исчезла? Выяснилось, что передняя левая стойка моего автомобиля закрыла участок дороги протяжённостью 100–150 метров. Из простого расчёта тогда понял, что машина проехала мимо меня со скоростью примерно 90–100 км/ч. Нарушения со стороны водителя нет, участок не имеет никаких ограничений. Направили в дорожные службы предложение ограничить здесь скорость движения до 60км/ч, но решение пока не принято

Дорога вообще не любит суеты. Расскажу об одном происшествии. Семья из трёх человек, проживающая в Кемерове, после отдыха на Байкале возвращается домой. И на 109 км трассы Иркутск – Жигалово в светлое время суток машина путешественников сбивает коня. Недавно купленный автомобиль – вдребезги, крыши нет, половина коня в салоне. Спрашиваем водителя: коня видел? Видел. Почему не остановился? Так он далеко был. Мой совет: увидели лошадей возле дороги – тормозите и двигайтесь как можно медленнее. Лошади – животные непредсказуемые, и скорость у них приличная: за доли секунды могут оказаться у вас на пути. Если встретите корову, лучше уступите ей дорогу: назад она ходить не может, и объезжать её спереди не следует. К тому же она не видит, что происходит сбоку. Зато слышит хорошо, и сигналить рядом с животным не надо: можно получить в ответ рогом в радиатор или копытом в лобовое стекло. 

Есть ещё одна «транспортная» проблема, связанная с отдыхом, – угон, то есть неправомерное завладение автомобилем без цели хищения. Преступление, предусмотренное ст. 166 УК РФ, часто совершается на почве совместного распития спиртных напитков. Выпили, хозяин машины опьянел и заснул. Его товарищи-собутыльники, решив «догнаться», берут без разрешения автомашину и едут в магазин. Взяв спиртного, по дороге распивают. Попадают в ДТП или просто бросают где-нибудь машину. Её хозяин на следующий день пишет заявление в полицию. Угонщикам обеспечена двойная головная боль: от похмелья и от подпорченной репутации в результате возбуждения уголовного дела. Может быть ещё и третья: от автоаварии или набитой хозяином машины физиономии. Прежде чем пить за рулём, подумайте: с кем пьёте, где пьёте, как пьёте и о возможных последствиях заодно. Нужно ли вам это?

При столкновении со встречной машиной могут не спасти подушки
и ремни безопасности

Ещё несколько советов тем, кто собирается посетить наши места. В Баяндае круглый год возможны аномальные погодные явления. Разница температур ночью и днём достигает 20–25 градусов. Зимой случался мороз до минус 49 градусов. Здесь постоянный ветер и часто густой туман, особенно ночью. Видимость – 50 метров, бывает и меньше. В одни и те же сутки днём может пойти снег, а ночью дождь. В 2009 году снег выпал в июне, в 2010-м им завалило все дороги в апреле, проезда не было вообще. А перед этим стояло тепло – около плюс 20 градусов. Если вы собираетесь в сторону Баяндая зимой, проверьте как следует исправность вашего автомобиля перед выездом. Возьмите горячий чай в термосе, бутерброды, тёплую одежду. И зарядите свой телефон заранее, чтобы позвонить в МЧС или полицию. Были случаи, когда к инспекторам ДПС прибегали зимней ночью замёрзшие водители и просили помощи. Помогали всегда. Отогревали горячим чаем, договаривались с руководителями организаций о тёплой стоянке, буксировали автомашины, искали запчасти. А ведь многие считают, что сотрудники ГИБДД только и умеют, что взятки брать и водителей штрафовать. И очень редко услышишь слова благодарности. Между тем дорожно-патрульная служба – вовсе не карательный орган. Мы, сотрудники ГИБДД, стараемся защитить вашу жизнь, оградить от тех проблем, которые вы сами же себе и устраиваете своей беспечностью и самонадеянностью. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры