издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Получить разрешение

11 февраля в Госдуму внесён законопроект о лицензировании управляющих компаний

Согласно документу, до 1 мая 2015 года все компании, занимающиеся управлением жилыми многоквартирными домами, кроме самой лицензии должны получить аттестационный документ, разрешающий хозяйственную деятельность. Но чем это обернётся для домовладельцев и самих управляющих компаний, специалисты отрасли не знают.

Поправки в части лицензирования управляющих компаний предлагается внести в Жилищный кодекс РФ. В законопроекте прописаны такие аспекты, как порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества, а также введение открытого реестра управляющих компаний. Лицензионные требования при этом будут устанавливаться правительством РФ, а осуществлять саму процедуру выдачи документов станут исполнительные власти регионов страны. Кроме лицензии управляющих компаний разрешительные документы должны будут получить «лица, на которых уставом управляющей компании возлагается ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества». Таким образом, руководители управляющих компаний также будут обязаны получить квалификационный аттестат для осуществления своей деятельности.

Закон говорит

По планам разработчиков федеральный закон о лицензировании УК вступит в силу 1 сентября нынешнего года, а уже к маю будущего не только управляющие компании, но и ТСЖ, жилищные кооперативы будут обязаны завершить процедуру оформления разрешений на деятельность. В законопроекте, опубликованном несколько дней назад на сайте федерального министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, говорится, что лицензия будет бессрочной, но действительной окажется на территории только того субъекта РФ, где её выдали. В приложении к выданной управляющей компании лицензии будут указаны адреса всех домов, которыми ей разрешено управлять. 

Принять решение по вопросу выдачи лицензии управляющей компании орган Госжилнадзора должен будет в течение 30 дней с момента обращения. Отказать в выдаче документа он может, если у руководителя управляющей компании окажется неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики либо за преступления средней тяжести и выше. Решающую роль также сыграет отсутствие у него квалификационного аттестата или упоминание в реестре дисквалифицированных лиц. Кроме того, управляющей компании будет отказано в предоставлении лицензии, если в отношении неё возбуждено разбирательство о возможном банкротстве или если она уже находится в процессе ликвидации. Планируется, что лицензию также не смогут получить организации, зарегистрированные за рубежом.

Контроль за деятельностью лицензированных управляющих организаций будет осуществляться всё тем же Госжилнадзором посредством проверок, в том числе спровоцированных жалобами граждан. Если выяснится, что управляющая компания нарушила требования законодательства или условия выданной прежде лицензии, надзорный орган должен будет направить в организацию предписание об устранении нарушений со сроком исполнения не более чем два месяца. При этом в законопроекте отмечено, что руководство органа Госжилнадзора будет нести административную или уголовную ответственность за свои действия, если по итогам проверки «не было выдано предписание об устранении нарушений, которые впоследствии принесли вред жизни, здоровью или имуществу физических лиц».

Лишить управляющую организацию лицензии смогут, если за год ей дваж­ды было назначено административное наказание за нарушения, допущенные при управлении многоквартирным домом. Кроме того, лицензия может быть аннулирована решением суда по иску надзорного органа, если управляющая компания допустила за год по два нарушения в 15% подконтрольных домов. При этом на время судебного процесса действие лицензии также будет приостановлено, о чём орган Госжилнадзора должен уведомить и саму управляющую организацию, и местные власти, а также проинформировать жильцов домов и ресурсоснабжающие организации. Однако стоит отметить, что и в случае приостановления либо аннулирования лицензии управляющая организация, как и прежде, продолжит управлять подшефными домами. Разница лишь в том, что при этом расчёты за поставленные коммунальные услуги будут осуществляться гражданами напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Получить должны все

Не обделил вниманием законопроект не только управляющие компании, но и ТСЖ. Как говорится в документе, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, созданный жильцами двух и более многоквартирных домов, наравне с управляющими компаниями должен получать лицензию. Совсем как руководитель управляющей компании, председатель правления ТСЖ или жилищного кооператива должен будет получить квалификационный аттестат. В случае аннулирования или приостановки действия лицензии ТСЖ общее собрание членов товарищества должно в течение десяти рабочих дней переизбрать председателя правления, или заключить договор управления домом с управляющей компанией, имеющей лицензию, или изменить способ управления многоквартирным домом, говорится в опуб­ликованном законопроекте. 

Одновременно в нём указано, что лицензия не понадобится тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках с общей границей, в пределах которых имеются «инженерные сети и другая инфраструктура, предназначенная для обслуживания более чем одного дома».

Для исполнения норм ещё не принятого закона власти уже планируют внести изменения в кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии влечёт наложение штрафа на ТСЖ в размере от 300 до 500 тыс. рублей, а для долж­ностных лиц и индивидуальных предпринимателей аналогичный штраф может быть заменён дисквалификацией на срок до трёх лет. 

Равнозначные штрафы будут налагаться за некорректный расчёт оплаты коммунальных ресурсов и оказание некачественных услуг по управлению многоквартирными домами, отмечается в законопроекте.

Вопросы остались

Несмотря на заверения чиновников о том, что процесс лицензирования управляющих жилфондом организаций – дело необходимое и для сознательных компаний сферы ЖКХ безболезненное, пока законопроект вызывает больше вопросов, чем внятных ответов. Для многих всё ещё остаётся непонятным, по каким конкретно критериям будет осуществляться отбор компаний и придётся ли платить за получение лицензии, а если так, то сколько.

– Понятна цель закона, – говорит заместитель руководителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Ирина Савинцева. – Это желание государства взять управление деятель­ностью управляющих компаний на себя. Всё новое – хорошо забытое старое. Раньше тоже было лицензирование – и в строительстве, и в жилнадзоре. Но имеется ряд моментов. У нас, на мой взгляд, сейчас нет критериев, чтобы лицензирование стало объективным. Например, взнос за получение лицензии прописан, но кто будет этим заниматься? Всё проводят на региональный уровень – в жилищную инспекцию. То есть делать это будем мы. Соответствующих полномочий у нас нет, какие специалисты для этого должны быть – вопрос. Придёт время, будем разбираться, принимать меры. Хотят вернуться к лицензированию, но как это будет осуществляться, покажет время, – заключила она.

У многих остаётся вопрос, исчезнут ли с появлением лицензий саморегулируемые организации ЖКХ, появившиеся совсем недавно.

– На встрече в Москве в сентябре 2013 года, когда законопроект уже был готов и обсуждался со специалистами отрасли, замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис сказал, что СРО и лицензирование – это не два взаимоисключающих, а два дополняющих понятия, – успокаивает членов СРО генеральный директор СРО «Содружес­тво ЖКХ» Михаил Дамешек. – Их сравнивать некорректно, потому что одна форма обязательная, а вторая – нет, – отмечает он. – С введением лицензирования СРО останется формой некоммерческого партнёрства, которое объединяет профессиональные сообщества, формирующие единые механизмы деятельности. Что касается перспективы, – продолжает Дамешек, – то министр регионального развития объяснил, почему на данном этапе вводятся лицензии. Потому что лицензирование ввести намного быстрее и проще, чем принять саморегулирование, подготовка которого заняла бы большой отрезок времени для оформления всех необходимых актов. 

При этом Михаил Дамешек также отмечает, что до сих пор не до конца понятно, по каким основаниям будет проводиться лицензирование, а также сколько времени на самом деле понадобится для того, чтобы сам закон начал нормально функционировать: «Первоначальная версия гласила, что в сентябре он должен быть принят, с июня вступить в силу и где-то год уйдёт на раскачку. Но на самом деле практика показывает, что не всё в такие оперативные сроки происходит. Поэтому будем ждать новостей».

Но главный вопрос – по какому принципу будут отбираться компании, которые соответствуют требованиям лицензии, – всё ещё остаётся открытым.

– Закон позволяет выдать лицензию компании, если она добросовестна. Но если смотреть в целом, практически все дома требуют капитального ремонта – фонд ветшает. Управляющие компании работают в зависимости от компетенции и качества специалистов. И сегодня не все из них управляют домами так, как того требует законодательство в сфере тех же стандартов и перечня услуг, – говорит заместитель руководителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Ирина Савинцева. – Если ещё к этому добавить постановление № 483, по которому мы должны провести проверки по формированию тарифов на плату услуг ЖКХ, то можно сказать, что многие управляющие компании при выдаче лицензии отсекутся автоматически. Нарушений у всех много, и как будет выглядеть выдача лицензий – непонятно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры