издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Горел и будет гореть

Специалисты предупреждают, что проблема тления мусора для иркутского полигона ТБО может стать перманентной

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Известие о пожаре на иркутском полигоне ТБО по Александровскому тракту взволновало жителей областного центра. В фантазиях многие рисовали жуткие картины: многолетний мусор пожирает огонь, находиться в радиусе нескольких километров опасно для жизни. На деле ситуация выглядит не столь мрачной. Коммунальщики считают случаи возгорания на полигоне предметом обыденной жизни. Учёные признают, что избежать повторных случаев тления невозможно.

Внутренние процессы полигона

Информация, что в пяти километрах от Иркутска на Александровском тракте горит полигон твёрдых бытовых отходов, впервые появилась в четверг, 6 февраля. Задымление заметили автомобилисты, которые и прислали любительские кадры на местное телевидение. Уже через несколько часов новость активно стала обсуждаться на городских форумах, в соцсетях. Сразу же была названа причина возгорания: внутренние процессы тления. Иными словами, мусор на старом полигоне начал самоликвидироваться. Об открытом горении речь не шла, но, судя по съёмкам телезрителей, площадь возгорания немалая: серый дым вдоль магистрали был плотным.

Официальные комментарии не заставили себя долго ждать. В ГУ МЧС России по Иркутской области отметили, что ситуация находится под контролем, однако сотрудники ведомства к тушению не привлекаются. Борьба с мусорным пожаром ведётся исключительно силами МУП «Спецавтохозяйство».

Дым быстро рассеялся, до населённых пунктов облако не дошло, интерес к событию пропал как у представителей надзорных органов, так и у простых иркутян. В региональном Роспотребнадзоре отметили, что не понадобилось даже проведение анализа проб воздуха в районе на предмет содержания токсичных веществ. «Нашими специалистами пробы не были взяты. Не было оснований для этого. Когда сотрудники подъехали, сильного задымления не было. Дым был только вокруг мусора, а не над населёнными пунктами. Кроме того, данную проверку надо было согласовывать с прокуратурой», – пояснили в пресс-службе ведомства. 

В Роспотребнадзоре добавили, что проверок полигону ТБО не избежать, если горение будет продолжаться длительное время. Тем более в случае, если дым всё же дойдёт до населённых пунктов. Эксперты считают, что такой сценарий отметать не стоит: процессы тления на иркутском полигоне, к сожалению, обыденная вещь.

По словам кандидата технических наук, замдиректора международного экологического центра «Baikal Waste Management» НИ ИРГТУ, научного редактора российско-европейского экологического журнала «ЭКОМониторинг» Ольги Улановой, любой полигон твёрдых бытовых отходов представляет собой большой биохимический реактор. В его недрах в результате анаэробного разложения отходов образуется биогаз, или свалочный газ. При этом биохимическое разложение органической части отходов повышает температуру мусора до 40–70 градусов, что в свою очередь активизирует процессы химического окисления и ведёт к дальнейшему повышению температуры. 

Для предупреждения последствий необходимо обеспечить отток тепла из толщи свалки, иначе возможно горение как на поверхности, так и скрытое (специалисты называют данный вид горения пиролитическим). «При скрытом горении происходит разогрев поверхностных горизонтов отходов до 155 градусов. Если содержание метана более 5% и углекислого газа более 10%, то полигон становится пожаровзрывоопасным», – подчеркнула Ольга Уланова.

Иркутский городской полигон эксплуатируется с 1963 года. Сегодня, по данным Ольги Улановой, общий объём захороненных смешанных отходов составляет около 7 млн тонн. Полигон в соответствии с принятой классификацией относится к высоконагруженным полигонам пятой категории. В прошлом году полигон на Александровском тракте отметил свой 50-летний юбилей. Всё это время там отсутствует система дегазации и утилизации биогаза, поэтому свалочный газ неизбежно попадает в атмосферу, что вызывает ряд негативных последствий, отметила Уланова.

Усложняет ситуацию и то, что сегодня на иркутском полигоне параллельно идёт несколько процессов. Так, в одной части свалки, где возраст захоронения отходов составляет от 10 до 30 лет, идёт фаза анаэробного разложения с постоянным выделением метана. В местах, где возраст отходов более 30 лет, анаэробные процессы в стадии затухания. В этой части полигона, на которой сейчас активно складируются ТБО, тоже идёт анаэробное разложение с непостоянным выделением метана. 

«В рамках реализации научно-исследовательского проекта «Разработка системы утилизации биогаза на полигонах ТБО Иркутской агломерации в целях снижения эмиссии парниковых газов» был подсчитан общий потенциал биогаза иркутского полигона, который составляет 353,028 миллиона кубометров. Это означает, что иркутский полигон ТБО является потенциальным источником образования биогаза с перспективой его использования в качестве энергии. То есть полигон города Иркутска без проведения своевременных средозащитных мероприятий ещё долгое время будет оставаться источником образования биогаза, а значит, взрыво- и пожароопасным», – отметила учёный.

По мнению эксперта, иркутскому полигону нужна срочная оптимизация системы эксплуатации. В первую очередь, рассказала Ольга Уланова, необходимо более плотное размещение отходов на полигоне, уплотнение ТБО специализированной техникой или непосредственно измельчение отходов перед их захоронением. Эти меры позволят повысить плотность захоронения и соответственно приведут к большей степени защиты полигона от возгорания. 

Данная идея особенно актуальна в свете решения местных властей продлить эксплуатацию старого иркутского полигона ещё как минимум на семь лет. «Ну и в перспективе следует произвести расчёт газоносной способности полигона, затем создать систему активной дегазации массива отходов и непосредственно сбор и утилизацию биогаза», – добавила Уланова.

«МЧС не привлекаем»

С мнением, что при данной оснащённости иркутского полигона внутренних возгораний не избежать, согласен и директор МУП «Спецавтохозяйство» Владимир Павлов. «Вы представьте: большое количество мусора гниёт. Образование метана происходит постоянно. Где-то перегнило, свалка провалилась, газ вышел, произошло смещение изоляционных слоёв, мы получили возгорание. Важно, что отходы утрамбовываются под собственной тяжестью по-разному: здесь больше, в другом месте меньше. В итоге мы получаем неравномерную картину», – рассказал Владимир Павлов.

По словам директора, муниципальное предприятие к случаям возгорания на иркутском полигоне ТБО готово. Имеется пошаговая инструкция, само «Спецавтохозяйство» имеет специалистов и технику для борьбы с горением. «Недавнее возгорание не является нестандартной ситуацией. Поэтому обошлись своими силами. В первую очередь вывели сотрудников из опасной зоны. Возгорание ликвидируется только посредством засыпки грунтом, при этом работает тяжёлая техника, имеющаяся на полигоне. Пожарных МЧС или других ведомств мы привлекаем редко для тушения, мы сообщаем им о инциденте. Устранять подобные возгорания – это наша работа, наша обязанность. Конечно, спасатели дежурят, мы им докладываем о случаях возгорания. Ведь ни пеной, ни водой полигоны не тушатся», – рассказал руководитель МУП «Спецавтохозяйство».

Он добавил, что прогнозировать, в какой части полигона и какой мощности произойдёт возгорание, невозможно. С ним согласны и учёные. «Существующая практика показывает, что потушить на полигонах ТБО очаги тления или возгорания чрезвычайно сложно, так как в пустотах захороненных отходов содержится много горючего свалочного газа, который в ходе пожара продолжает выделяться, образуя всё новые очаги возгорания как на поверхности полигона, так и внутри свалочных масс», – подчеркнула Ольга Уланова.

Но бросать ситуацию на самотёк, устраняя лишь последствия, тоже нельзя. По словам Улановой, горение отходов на полигоне – далеко не безобидное явление. Учёный рассказала, что тлеющие отходы поставляют в атмосферу такие загрязняющие вещества, как диоксид серы, хлористый водород, оксиды азота, монооксид углерода, свинец, диоксины, фураны. Потоками ветра эти опасные вещества переносятся на большие расстояния. Образующаяся после горения зола ветровыми потоками также может выноситься за пределы территории полигона, приводя к загрязнению почвы, растительности и водоёмов.

Вещества, выделяемые во время горения отходов, наносят вред здоровью человека, в большей степени опасности подвергаются органы дыхания, осязания, зрения. «В целом можно утверждать, что негативное воздействие горящего полигона прямо пропорционально количеству сгоревших на нём отходов», – добавила Ольга Уланова. Какие объёмы ТБО сгорели на этот раз на иркутском полигоне, в «Спецавтохозяйстве» сообщить не смогли. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры