«Собственники оказались за бортом»
Фонд капитального ремонта учредило правительство Иркутской области. Об этом на пресс-конференции на прошлой неделе заявил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Приангарья Евгений Селедцов. Региональный оператор будет аккумулировать средства собственников, сданные на капремонт жилья, и выступать техническим заказчиком при ремонте. Однако у тех, кому непосредственно придётся адаптировать новые законодательные нормы к действительности – старших по домам, председателей ТОС и ТСЖ, – пока много сомнений и вопросов.
29 января зарегистрирован региональный оператор, учреждённый правительством Иркутской области в форме некоммерческой организации, сообщил Евгений Селедцов.
Основная цель создания регионального фонда капитального ремонта, которым и будет управлять региональный оператор со штатом в 84 человека, – выполнение функций технического заказчика, сбор, аккумулирование и ведение специальных счетов населения, куда будут поступать деньги на капремонт, пояснил министр.
Это очередной этап подготовки к запуску принципиально нового механизма финансирования капитального ремонта. Напомним, в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве уже в этом году в платёжных документах собственников жилья появится новая строчка – сбор на капремонт. Ранее сообщалось, что владельцы квартир в многоквартирных домах увидят эти изменения в мае, на прошлой неделе Евгений Селедцов назвал новую дату – не раньше 1 июня. В марте должна быть утверждена региональная программа капремонта, рассчитанная на 30 лет.
Правительству области предстоит утвердить и расчёт платы за кап-ремонт в зависимости от параметров дома – года постройки, степени износа, благоустройства и так далее. Федеральный стандарт, рекомендованный Иркутской области в 2014 году, составляет 8,7 рубля с квадратного метра. Для северных территорий регион ориентируется на минимум в 9,1 рубля, для южных – от 3,67 до 8,57 рубля, сообщил министр.
На сегодня в реестре многоквартирных домов Иркутской области для включения в региональную программу капремонта, размещённом на сайте министерства жилищной политики, 14851 дом. Весь этот массив будет ранжирован, а информация о том, когда по плану в каждом отдельно взятом доме будет капремонт, появится в сети Интернет, пообещал Евгений Селедцов: «Приоритет будет у тех домов, которые к моменту приватизации первого жилого помещения уже подлежали капремонту, второй важный критерий – процент износа».
Сегодня и к самому механизму сбора средств, и к областному закону № 167, который регулирует создание регионального фонда, у глав ТСЖ и представителей территориального общественного самоуправления много вопросов. «Мы пока никакой работы не проводили, потому что не знаем, какой будет тариф для нашего дома, а для того, чтобы выходить на разговор с жителями, надо знать всё от и до», – говорит председатель домового комитета с бульвара Рябикова, 10 Наталья Коржова. В 2010-м в её доме прошёл
капремонт по программе софинансирования Фонда содействия реформирования ЖКХ, и основное опасение жильцов, уже сдавших по 5% от суммы затрат, – что платить нужно будет снова. Впрочем, с учётом ряда условий, прописанных в областном законе, повторно вкладываться не придётся.
«Единственное, что сегодня понятно относительно нового механизма, – это статья 5 167-ОЗ, которая говорит: затраты на капремонт в тех домах, где он был выполнен, будут зачтены в качестве взносов при наличии протокола общего собрания собственников и акта выполненных работ», – подчеркивает Любовь Аликина, председатель ТОС «Рубин» из Свердловского района, замечая, что алгоритмы и критерии отбора домов и подачи сведений региональному оператору по-прежнему неясны. Например, Иркутск, говорит Аликина, ссылаясь на достоверные сведения из администрации города, ещё только готовит реестр многоквартирных домов. «Я уже много домов в Иркутске знаю, информация, размещенная на сайте министерства, по многим из них не соответствует действительности – ни площади, ни процент износа. Откуда были взяты эти данные? Если их не подкорректируют, получается, региональный оператор будет выставлять завышенные расценки на квадратный метр, будет рассчитывать на получение увеличенной суммы».
Заинтересовавшись областным реестром, я решила посмотреть, каким в списке стоит мой, построенный всего четыре года назад, дом. На удивление, слова Любови Аликиной о неточностях в списке подтвердились сразу: в списке пятнадцатиэтажка по ул. 2-я Железнодорожная, 30, значится построенной в 1998 году, имеет 25% износа. Соседняя новостройка-ровесница за номером 32 появилась здесь якобы в 1967-м и износилась на 27%. Справедливости ради надо сказать, что с домами коллег по редакции всё оказалось гораздо лучше – даты постройки и износ в реестре и в реальности совпали. И хотя две ошибки на десяток проверенных адресов – совсем не статистика, факт остаётся фактом: реестр требует уточнения.
Любовь Аликина также говорит о нехватке информации: «Как председатель комиссии по развитию человеческих ресурсов Общественной палаты Иркутска, я неоднократно заявляла о проведении круглого стола, в том числе с теми, кто региональный оператор создаёт. Получила ответ, что пока целесообразности в его проведении нет, поскольку создание оператора ещё нигде не прописано». Хотя ТСЖ Свердловского округа пока не получили уведомлений о создании регионального оператора, они уже начали проводить встречи с населением – в Юбилейном, Первомайском, Университетском, говорит собеседник «Конкурента».
А вот администрация Октябрьского округа, рассказал председатель ТСЖ с улицы Сибирской Владимир Афиногентов, поставила задачу провести собрания собственников и выбрать способ накопления средств (на специальном счёте многоквартирного дома или на счёте регионального оператора) до 24 февраля.
Перспектива «складывать деньги в общий котёл» пока не радует глав территориального самоуправления и собственников. Региональный оператор создаётся органом, который и будет контролировать эту структуру, обращает внимание Любовь Аликина. Хотя министр жилищной политики и уверяет, что конт-роль, особенно за финансовой стороной деятельности оператора, будет жёстким: «Среди населения муссируются слухи, что власти придумали очередную схему, как своровать у людей деньги. Это не так. Управляющие компании будут «убраны» от денег на капремонт, собирать их сможет только региональный оператор. Бюджет несёт субсидиарную ответственность за деятельность регионального оператора». Контролировать денежные потоки будут также региональные Контрольно-счётная палата и Служба жилищного и строительного надзора. Отдельно за спецсчетами в банках могут следить сами кредитные организации. Кстати, и содержание регионального оператора планируется финансировать за счёт доходов от средств, временно размещённых на банковских депозитах. Исключением будет этот год, когда деньги на оплату труда сотрудников, обустройство органа и так далее поступят из областного бюджета.
Тем не менее, потребительский менталитет собственников нужно менять, соглашаются народные эксперты сферы ЖКХ. «Если с 1991 года у нас есть частная собственность на жильё, то есть права и обязанности, – твёрдо уверена Любовь Аликина. – Ты живёшь в многоквартирном доме и должен содержать не только свою квартиру, но и общее имущество, и ремонтировать его в том числе, дабы не прийти к аварийной ситуации и форс-мажору. Но что капремонт нужен и что нужен региональный оператор, я считаю, совершенно разные вещи». Логичнее было бы сделать отдельные лицевые счета на каждый дом, а не собирать в общую копилку, считает Аликина. «Большинство домов в регионе обслуживают управляющие компании, а только ТСЖ и ЖСК позволительно открывать спецсчета. Да и снять с этого счёта можно будет только определённый процент. Получается, что всё равно какая-то часть средств остаётся у регионального оператора, это не совсем понятно. Придётся аккумулировать больше средств, чем нужно».
В любом случае, констатирует Наталья Коржова, выбор у собственников небольшой – они обязаны подчиниться федеральному и областному законам. «Когда обсуждался проект закона, нас собирал Валерий Лукин (уполномоченный по правам человека в Иркутской области), очень серьёзно мы его прорабатывали. Самый главный вопрос – почему собственники оказались за бортом? Собственники в законе возникают только там, где надо платить. Мы представляем собой лишь кошелёк, – говорит собеседница газеты. – Поэтому и у жителей отношение такое».