Дисквалификация топонимической уникальности
Желябова не станет Трапезниковской, 3 июля – Амурской, Свердлова – Баснинской, а Халтурина – Медведниковской. Реализация проекта переименования улиц в историческом центре Иркутска вновь застопорилась. Пока мэрия разрабатывает пошаговую инструкцию горожанам для возмещения убытков из-за возможной смены адреса, депутаты городской Думы отказываются брать ответственность на себя в разрешении топонимических спроров. Председатель Думы Александр Ханхалаев предложил судьбу проекта «восстановления исторической справедливости» решить самим иркутянам на референдуме. Между тем эксперты полагают, что организация такого массового мероприятия в Иркутске не оправдана.
«Никакие затраты не сопоставимы»
В Иркутске вновь подняли вопрос о топонимической реставрации возвращении улицам исторических названий. Речь идёт о центральной части города. Напомним, летом 2012 года комиссия по топонимике администрации Иркутска рекомендовала переименовать шесть улиц города. По словам заместителя мэра, руководителя аппарата администрации Юлии Ефимовой, сегодня в мэрии уже готов проект постановления администрации об изменении названий четырёх улиц: Желябова – на Трапезниковскую, 3 июля – на Амурскую, Свердлова – на Баснинскую, а Халтурина – на Медведниковскую.
Кроме того, в мэрии уже рассмотрели все последствия таких шагов. В частности, посчитали, что горожане на внесение в документы новых адресов потратят около 3,5 миллионов рублей за несколько лет. «Поскольку администрация понимает, что такие изменения повлекут определенные траты для граждан, была проведена работа по сбору информации от всех органов, которых касаются изменения тех или иных документов, связанных с переименованием улиц. Первое направление – это прописка граждан, регистрация по месту проживания. Для этого горожанам не потребуется каких-либо финансовых вложений. Им просто необходимо будет обратиться в миграционную службу и проставить штамп, что теперь они прописаны по адресу с новым названием улицы. Никакая госпошлина или плата за это не взимается. Иначе обстоит ситуация с внесением изменений в сведения об объектах недвижимости», – рассказала Юлия Ефимова.
Заммэра пояснила, что на четырёх рассматриваемых улицах зарегистрировано более трёх тысяч объектов недвижимого имущества. И по всем ним рано или поздно придётся вносить изменения в документы. Как сообщило Управление Росреестра, эти изменения можно вносить по мере того, как будут совершаться сделки. Например, через пять-шесть лет человек при продаже квартиры, которая находится, допустим, на улице Желябова, отдельно должен будет заплатить госпошлину в размере 500 рублей и перерегистрировать свой объект на новый адрес. Считается, что дополнительных временных затрат такая процедура не потребует.
Намного сложнее ситуация обстоит с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые свой бизнес зарегистрировали на одной из этих улиц. В течение пяти дней с того момента, как появятся новые названия у улиц города Иркутска, им необходимо будет внести изменения в учредительные документы и сдать их в налоговые органы. За нарушение этого срока предусмотрены штрафы, поскольку это рассматривается как неуведомление налогового органа о смене места нахождения. Для каждого юридического лица внесение изменений в учредительные документы будет стоить две тысячи рублей. Ефимова добавила, что администрация города понимает необходимость проведения дополнительной пропаганды и освещения вопроса. Иначе не избежать массы возмущений ничего не ведающих бизнесменов.
«Мы вышли на сумму примерно в 3,5 миллиона рублей. Это общие затраты, которые понесут граждане за 5-7 лет. Для того, чтобы возместить их иркутянам, разработан соответствующий административный регламент. Все граждане смогут обратиться в комитет по управлению Правобережным округом и компенсировать те расходы, которые они понесли», – рассказала заммэра. При этом Ефимова предложила каждый год в бюджете города на данную компенсацию предусматривать около 500 тыс. рублей.
«Я считаю, что 3,5 миллиона рублей – это не та сумма, из-за которой стоит отказываться от проекта возвращения улицам Иркутска исторических наименований», – подчеркнула Ефимова.
Полвека противостояния
Долгое время судьбу проекта переименований улиц в Иркутске решали депутаты. Но ни на одних депутатских слушаниях избранники не пришли к однозначному мнению. Последнее обсуждение состоялось 29 января. Неоднозначно отнеслись городские депутаты и к выступлению Юлии Ефимовой, и к речи председателя комиссии «Культурная политика» Общественной палаты Иркутска, заместителя декана Исторического факультета ИГУ Алексея Петрова.
По словам Алексея Петрова, общественная дискуссия по вопросу восстановления исторических имён улицам Иркутска ведётся уже около полувека. В Иркутске первые разговоры об этом начались еще в конце 60-х годов. Сейчас, считает Петров, иркутяне наконец перешли в практическую плоскость, в течение 2013 года провели достаточно серьёзную работу. Сегодня Иркутск стоит на пороге принятия исторического решения, давать задний ход именно в данный момент крайне неразумно.
«Иркутск стал терять свою самобытность. Поиск её может быть, в том числе, и в возвращении исторических имён. Заметьте, все имена новых жилых комплексов, которые появляются в Иркутске – Крылатый, Хрустальный, Радужный – не имеют никакой уникальности. Нужно подумать о формировании реестра названий городской среды. У нас есть реестр, материальных исторических памятников, но отсутствует реестр нематериальных исторических, к которым относятся памятники топонимики», – обратился к депутатам Петров.
В строю народных избранников высказывание общественного деятеля вновь породило оживленную дискуссию. Депутаты почти час спорили о том, стоит ли пойти на поводу у общественности. Так, Тамара Бебнева выступила категорически против. «Я и в прошлый раз высказывалась по этому поводу. О какой исторической справедливости сейчас идёт речь? Нельзя переименовывать. Историческая справедливость заключается в исторической справедливости к истории. Кто хочет восстановить хронологию, пожалуйста – сделайте дополнительные таблички и укажите прежние названия. Нельзя, чтобы несколько человек принимали решения за эпоху», – заявила Бебнева.
Отдельным депутатам не понравились возможные варианты переименования. Так, Алексей Петров рассказал депутатам, что общественники предлагают скверу имени Кирова вернуть имя графа Сперанского. Депутат Юрий Коренев на такую перспективу отреагировал крайне негативно. «Необходимо тщательнее проработать вопрос, какие объекты как переименовать. Я категорически против назвать главный сквер Иркутска именем Сперанского, который губернаторство в Приангарье воспринимал ссылкой, о чём и писал царю», – подчеркнул Коренев.
Итог часовой дискуссии депутатов подвел председатель городской Думы Александр Ханхалаев. «Коллеги, я считаю, что данный вопрос очень важен для Иркутска. Поэтому предлагаю его вынести на общегородской референдум. Кто-нибудь против такого решения?» – обратился председатель к депутатам. Народные избранники ответили дружным молчанием. Через несколько часов пресс-служба городской администрации сообщила, что судьбу исторического центра Иркутска будут решать сами горожане.
Топонимическая дисквалификация
На новость о возможном референдуме первыми отреагировали городские форумы. Горожане в своих сообщениях говорили о том, что неожиданный поворот событий по инициативе депутатов – это не что иное, как «похороны» хорошей идеи, «надежды на топонимическую реставрацию в Иркутске». Тезка и однофамилец Алексея Петрова из ИГУ директор Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского Алексей Петров отметил, что провести в областном центре общегородской референдум по данному вопросу может быть весьма проблематично. Так, инициативной группе необходимо для начала собрать подписи горожан в течение 20 дней в поддержку проведения референдума. При этом поддержать инициативу референдума должны не менее 5% иркутян – это около 22,5 тысяч человек. В противном случае голосование даже не будет назначено.
Следующий этап – организация самого референдума. По мнению эксперта в законодательстве Алексея Петрова, стоимость проведения такого массового мероприятия примерно равняется стоимости выборов мэра. По информации областного избиркома, выборы градоначальника в 2010 году обошлись бюджету в 30 млн рублей.
Даже если референдум, несмотря на его высокую цену, состоится, необходимо выполнение ряда условий, чтобы голосование признали легитимным, рассказал Алексей Петров. Во-первых, вопросы по переименованию разных улиц должны формулироваться отдельно. Потому что, по закону, на референдуме на вопросы должны даваться однозначные ответы. Во-вторых, в референдуме должны принять участие более 50% жителей города, включённых в списки. «Я считаю, что данный показатель вряд ли достижим, учитывая явку на последних выборах. Кроме того, нужно понимать, что каждый вопрос касается конкретной улицы. Вполне возможно, что если человек живет на улице Байкальской, у него может не быть сформировавшегося мнения по поводу переименования, например, улицы Желябова. Поэтому, как гражданину, как юристу, мне кажется, было бы лучше, если решение о возвращении улицам исторических наименований приняли депутаты», – отметил Алексей Петров.
Юрист добавил, что сам является сторонником проекта переименования улиц. И если референдум не признают состоявшимся, «идею можно считать дискредитированной, похороненной».