издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без сюрпризов

В финале мирового первенства по хоккею с мячом встретились фавориты соревнований Россия и Швеция. Хозяевам удалось отстоять гордое звание чемпионов

В прошедшее воскресенье в Иркутске завершился недельный марафон соревнований по хоккею с мячом. Сюрпризов он не преподнёс – в финале звание чемпиона традиционно оспаривали российская и шведская сборные. Хотя для Иркутска мировой турнир и стал примечательным событием, по большому счёту, прошёл он незаметно и тихо для большинства спортивных болельщиков. В чём причина такого неутешительного в сухом остатке результата, разбирался «Иркутский репортёр».

Накануне Олимпийских игр чемпионат мира по хоккею с мячом воспринимался многими болельщиками этого вида спорта как приятное дополнение к приближающимся соревнованиям в Сочи. Особенно для Иркутска, где кроме «Байкал-Энергии» успешных спортивных клубов нет, а значительные массовые события проходят крайне редко. Смог ли наш город достойно принять чемпионат мира по бенди, нужно оставить на суд спортсменов, спортивных делегаций, болельщиков и журналистов, приехавших освещать матчи чемпионата. Несомненным остаётся одно – любимый в российской провинции вид спорта стремительно теряет популярность. И это, несмотря на нежелание спортивных чиновников и ярых поклонников признать действительность, факт. Причин, как говорят собеседники «Иркутского репортёра», немало, бороться же с этим кто-то не считает нужным, а кто-то и вовсе предлагает принять как данность.

Желания мало

Накануне сочинской Олимпиады с новой силой вспыхнули разговоры о придании хоккею с мячом статуса олимпийского вида спорта. Ещё за день до начала чемпионата в Иркутске президент Международной федерации по хоккею с мячом Борис Скрынник заявил, что, по его мнению, сегодня русский хоккей соответствует всем требованиям, предъявляемым к олимпийским видам спорта, «и по количеству стран-участниц, и по условиям WADA (всемирного антидопингового агентства. – Прим. автора)». 

– Сейчас окончательное решение требует политической воли и определённой финансовой составляющей, – отметил он.

Кроме этого, по мнению главы Меж­дународной федерации, больше ничто не мешает хоккею с мячом войти в программу олимпийских соревнований. При этом отечественных спортивных чиновников не смущают ни отсутствие конкуренции и интриги, ни сомнения других флагманов этого вида спорта – шведов, ведь, по словам самого же Скрынника, «можно говорить, что олимпийские перспективы интересны, по большому счёту, именно России. Шведы же самодостаточны и практически полностью сосредоточены на своих внутренних соревнованиях».

Данный факт подтверждают и сами шведы, попавшие на соревнования в Иркутск. В разговоре с нашим корреспондентом шведский коллега Никлас Грин, приехавший освещать соревнования на сибирском льду, рассказал, что пока к олимпийским перспективам скандинавы относятся с изрядной долей сомнения и считают, что хоккею с мячом ещё рано становиться олимпийским видом спорта. Да и нынешняя ситуация вряд ли даёт надежду на изменение текущего положения дел:

– Российским фанатам бенди пора очнуться и понять, что это не олимпийский вид спорта. Мир хоккея с мячом слишком мал, играют лишь несколько команд. По большому счёту, участвовать в соревнованиях на серьёзном уровне могут только четыре страны. Может быть, это случится в будущем, но сейчас большинство людей в Швеции, откуда мы приехали, уверены, что на данный момент перед бенди стоят более важные задачи, чем стать олимпийским видом спорта, – считает журналист шведского новостного агентства ТТ. – К тому же, чтобы попасть в олимпийскую программу, необходимо решить огромное количество проблем: этот вид спорта должен стать более честным, демократичным. Мы обязаны сами сделать эту игру чище, а её принципы прозрачнее. Таким образом, думаю, желание сделать бенди олимпийским видом спорта во что бы то ни стало – неверный выбор, – подчеркнул швед.

Тем не менее, несмотря на жгучее желание некоторых болельщиков и глав спорткомитетов увидеть хоккей с мячом в олимпийской программе, пока никаких реальных шагов на пути к этому не сделано.

– Я думаю, что все разговоры про Олимпиаду – только разговоры, – подытоживает главный редактор портала drom.ru и болельщик Игорь Верхозин. – Для этого нужно проводить национальные чемпионаты, а не потешные сборные привозить. Даже японцы, которые, казалось бы, неплохо играют, говорят, что у них нет национального чемпионата. Такие соревнования всего в пяти странах проводятся, а нужны в 50 – на всех континентах, среди мужчин и женщин, молодёжи, – говорит он. – Нет, нужно отдать федерации должное, за то что она пытается попасть в олимпийскую семью. С другой стороны, у нас был шанс активизировать процесс. Кстати, первоначальная идея была провести этот чемпионат в рамках Олимпиады. И ещё в 2009-м году принимали решение провести его не в Иркутске, а в Сочи. Но не хватило лоббирования интересов. В результате мы имеем сборную Сомали. Если говорить на серьёзном уровне про олимпийские перспективы, то это пиар. Есть национальные виды спорта в каждой стране, у хоккея с мячом тоже своя ниша. Он популярен в пяти странах и больше нигде – ничего с этим не сделаешь.

Выбор невелик

Но туманность олимпийского статуса – не главная проблема, которая стоит перед хоккеем с мячом. Чемпионат мира в Иркутске показал: несмотря на любовь сибирских болельщиков, приехавших даже из других регионов, чтобы поддержать национальную сборную, популярность игры падает. «Мы были разочарованы, когда увидели, сколько людей пришло на полуфинал Россия – Финляндия, – сказал главный тренер россиян Михаил Юрьев. – Но на финальной игре зрители по-настоящему были двенадцатым игроком, такая поддержка многого стоит», – заключил он. Посещаемость финала действительно впечатлила – стадион «Труд», где проходила игра между россиянами и шведами, был забит до отказа. Но другие игры чемпионата таким большим количеством зрителей похвастаться не могли.

Одним из решающих факторов стало отсутствие конкуренции, о которой говорят уже давно. Россия с Швецией из года в год встречаются в финале, и другие команды соперничать с ними за звание чемпиона не могут. Казахстан в полуфинале был близок к тому, чтобы совершить маленькое чудо и пройти в финал, однако этого так и не произошло. Последний отменённый мяч в ворота шведской сборной многие посчитали забитым без нарушений, что заставило говорить, будто бы результат игры был несправедливым.

– Я не могу на самом деле комментировать результат, – говорит собеседник «Иркутского репортёра» Ник­лас Грин. – По-моему, ничего странного на поле не произошло и шведы выиграли честно.

При этом шведский корреспондент согласен с тем, что все в целом игры должны быть более честными: «Правила должны соблюдаться всеми. Сейчас какое-то регулирование существует, но оно не соблюдается. И даже на нынешнем турнире этому есть куча примеров. Когда, например, игрок должен был быть исключён на две игры, но вдруг выяснилось, что его отстранили лишь на одну. Судьи, таким образом, «играют» на стороне трёх стран: России, Швеции и Финляндии. И это, по моему мнению, идёт вразрез с идеями спортивной борьбы и демократизма соревнований, где все должны быть равны», – считает он.

– Вы согласны, что у Швеции и России пока конкурентов нет и победителя определяют всего две сборные? 

– Я сказал бы, что четыре команды, прибавив Казахстан и Финляндию. Но за исключением этого квартета – пустота, – качает головой журналист. – И это – позор. Хотелось бы, чтобы круг претендентов был хотя бы из шести-семи команд. И это самая большая проблема бенди. В последние годы много разговоров о том, что небольшие страны подбираются к грандам, но, как показывают соревнования, этого не происходит.

Сохраняя традиции, теряем спорт

Сборные команды столица Восточной Сибири встретила морозами. Во время матчей чемпионата температура падала до минус 28 градусов, дул ветер, шёл снег. Играть, как и болеть, в этих условиях было задачей почти героической, сходились во мнении участники и зрители соревнований. Но других вариантов не было – Иркутск наличием крытого стадиона похвастаться не может. Правда, преградой спортивные чиновники это не считают, ведь «главная проблема хоккея с мячом не холод, а, наоборот, тёплая погода, когда лёд просто тает», – отмечает Борис Скрынник. «Да и вообще хоккей с мячом традиционно проводится на открытом воздухе», – говорит он. Соглашаться или нет с главой Международной федерации хоккея с мячом – личное дело каждого, но большинство сходится во мнении, что крытый стадион всё-таки нужен – для удобства болельщиков и из-за хорошего льда, на котором главные судьи матча, попав лезвием конька в трещину, ноги бы не ломали. На вопрос, нужен ли городу крытый каток, собеседники «Иркутского репортёра» отвечали однозначно:

– Конечно, нужен, это дикость – играть в 2014 году на открытом воздухе, – говорит Игорь Верхозин. – Если не построить стадион, хоккей в Иркутске исчезнет через 10 лет. Когда в 1917 году мы брали с шашками Зимний дворец, в Канаде уже все играли на крытых катках. Про­шло 100 лет, Зимний дворец уже снова буржуям отдали, а мы всё играем под открытым небом.

– Кроме того, крытый стадион – это продолжение жизни иркутских коньков, – добавляет спортивный журналист Юрий Елсуков, – которые умерли. В такой мороз какой родитель выгонит ребёнка на улицу?

Шведы, по словам иностранного коллеги нашего корреспондента, тоже давно пришли к мысли о необходимости строительства ледовых стадионов:

– Крытые коробки если и не дают толчок развитию хоккея с мячом, то точно не ставят его под удар, – говорит Никлас Грин. – Если брать общую картину, то станет понятно, как их отсутствие или наличие может отразиться на виде спорта. Дети не пойдут играть в хоккей с мячом, если это просто спорт на открытом воздухе при минус 30. Если сравнить бенди с другими видами спорта в Швеции, то станет очевидно, что у него есть огромные проблемы с привлечением детей. Поэтому велика вероятность, что через 30–40 лет, если не будет крытых арен, хоккей с мячом умрёт. 

На удивлённый вопрос, существуют ли в Швеции проблемы с привлечением детей и подростков в хоккей с мячом, собеседник ответил:

– Ну, скажем так. Хоккей с мячом – не та игра, в которую можно влюбиться с первого проезда по льду и без соответствующих тренировок. Опять же очень немного мест, где можно их провести. И до них ещё доехать нужно. А если тебе 10–12 лет, можно найти себе развлечение и получше, чем тратить своё время на тренировки и поездки. Компьютеры, другие развлечения – там уж не до хоккея с мячом. Но это, думаю, характерно не только для Швеции, но и для других стран.

– То есть хоккей с мячом действительно умирает во всём мире?

 – У этого вида спорта намного больше проблем, чем принято считать, – говорит наш собеседник. – ­

В первую очередь возрастное поколение. Причём не только на льду. Возрастное во всех смыслах. Думаю, это необыкновенно важно для хоккея с мячом, чтобы после нынешних начальников вроде Скрынника пришли молодые люди, которые поменяют мир этого вида спорта. Иначе, как ни прискорбно, хоккей с мячом пусть и не умрёт, но ещё больше потеряет популярность, которая и без того не сказать чтобы очень уж велика.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры