Личная неприязнь к потерпевшему
Студент получил срок за чрезмерное усердие при выбивании долга
Свердловский районный суд вынес приговор студенту Иркутского государственного университета путей сообщения Артёму К., признав его виновным в так называемом самоуправстве (совершении действий, оспариваемых гражданином) с применением насилия и причинением существенного вреда. 20-летний парень вместе с друзьями «выколачивал» из своего сверстника Андрея мифический долг, сумма которого в течение ночи пыток возросла в шесть раз.
Всё началось с того, что Андрей в очередной раз поссорился с мамой и ушёл жить к другу по имени Азамат, с которым познакомился в клубе «Акула», где тот одно время работал охранником. Парень, уже давно вышедший из подросткового возраста, таким образом пытался доказать родительнице, продолжавшей его активно воспитывать, свою взрослость и самостоятельность. Как видно, мама была всё-таки права, не доверяя «самостоятельности» сыночка. Когда Азамат неожиданно потребовал с гостя арендную плату пять тысяч рублей за месяц проживания в квартире, которую сам снимал, Андрей съехал, пообещав отдать долг, когда появятся деньги.
Возможно, эта история закончилась бы вполне мирно, если бы её герои поменьше потребляли алкоголя. Но, как на грех, все они оказались большими любителями проводить время в барах. Как пояснял на следствии подсудимый, он с тремя друзьями, среди которых был и Азамат, распивал сначала водку в кафе «Дружба». Потом, уже сильно пьяный, угощался шампанским в доме сестры Азамата, которую компания приехала поздравить с днём рождения. После чего были посиделки в дискобаре «Мажор», где приятели воздали должное пиву. Подсудимый честно признался, что был в ту ночь «сильно выпивший и плохо соображавший».
В «Мажоре» и случилась нечаянная встреча Азамата с его бывшим квартирантом Андреем. Поскольку никто из собутыльников Азамата не хотел выкладывать деньги за заказ, и всплыла тема неоплаченного долга. Пьяная компания попыталась заставить Андрея заплатить по счёту за выпивку, но у парня, как обычно, в карманах было пусто: в тот вечер он пришёл в бар, чтобы проводить домой свою девушку, которая работала там официанткой. После вмешательства охранников раскошеливаться пришлось-таки Азамату. Но молодой человек с восточным темпераментом уже решил, кто компенсирует ему расходы.
В половине шестого утра бар закрылся, и Андрей оказался на заднем сиденье такси, с двух сторон зажатый пьяными. Азамат пригрозил, что изобьёт его и увезёт с собой в багажнике машины, если он будет сопротивляться. В знакомой уже квартире на улице Джамбула, где Андрей не раз находил прибежище после домашних ссор, он наконец признал, что мама была права в своих наставлениях и зря он её не слушал.
Били парня все четверо, в основном кулаками и коленом по голове, от чего только на лице потерпевшего судмедэксперты насчитали 28 кровоподтёков. Сумма долга с пяти тысяч рублей выросла вскоре до 15 с учётом «морального ущерба». Потом Азамат накинул ещё столько же за колёса, которые кто-то месяц назад снял с его машины. Напрасно Андрей клялся, что колёса не трогал, ответственность за кражу хозяин возложил на бывшего квартиранта. В какой-то момент Азамат принёс молоток из кухни и велел жертве признаваться, где литьё от его автомобиля. Допрос он сопровождал ударами молотка по бёдрам, кистям рук, затем прижал Андрея головой к столу и обещал воткнуть инструмент в висок, если немедленно не услышит признаний, куда девались колёса. Кстати, в суде были изучены материалы уголовного дела по факту кражи колёс во дворе дома по улице Джамбула. То преступление полицейские раскрыли по горячим следам, и двое воришек вернули Азамату краденое с лишком, после чего он их простил. Уголовное дело было прекращено с формулировкой «за примирением сторон». А допрос с пристрастием, учинённый Андрею по поводу кражи колёс, оказался просто способом содрать с жертвы побольше денег.
Внёс свою лепту в достижение этой цели и подсудимый Артём К. Он не только махал кулаками и бил коленом по лицу Андрея, с которым ещё вчера был незнаком. Студент придумал более оригинальную пытку: достал из шкафчика ампулу с каким-то лекарством, набрал в шприц и попытался сделать потерпевшему укол, прижимая его руку к столу. При этом компания мучителей уверяла парня, что в шприце находится страшное лекарство, от которого наступает моментальная смерть.
Наконец, все устали от пыток, продолжавшихся несколько часов. Мучители велели своей жертве звонить родным и знакомым, собирать деньги, чтобы отдать возросший до 30 тысяч рублей долг. Тогда Андрей улучил момент и передал другу СМС-сообщение с адресом, где его держат заложником, требуя деньги. Но ещё важнее, что сообщение содержало просьбу позвонить маме: «Пусть она приедет и заберёт меня отсюда». В конце концов, на маму, с которой парень всё время ссорился, была возложена единственная надежда вырваться из ада. И мама не подкачала, привезла с собой полицейских и прекратила издевательства над сыночком.
Когда на квартиру, где удерживали должника, прибыла полиция, Андрей лежал в кровати, укрывшись с головой одеялом, как ему велели напуганные приездом правоохранителей мучители.
Перед судом из четверых друзей, занимавшихся самоуправством, предстал только один: в отношении остальных уголовное преследование было прекращено в связи с примирением сторон. Мать потерпевшего на суде сказала, что Азамат не раз приходил к ним домой и предлагал загладить вред, предлагая сыну 50 тысяч рублей. Андрей, по её словам, простил троих мучителей, хотя его долго трясло от пережитого ужаса, в течение месяца он боялся высунуть из дома нос. Может, прощению способствовали не только деньги, но и страх перед кавказцем и его друзьями.
Артём К. оказался единственным, кто не захотел мириться с потерпевшим. Студент не считал себя виновным в том, что объяснил новому знакомцу, как тот некрасиво поступил, не вернув долг приятелю. Возможно, молодой человек не поверил, что за преступление ему грозит серьёзное наказание. Или просто не имел денег, чтобы откупиться от потерпевшего: известно, что его содержала мать, живущая в другом регионе, а у неё на руках были ещё двое младших детей.
Ранее не привлекавшийся к ответственности, с положительной характеристикой из вуза и от соседей студент был наказан Свердловским районным судом Иркутска на срок три года лишения свободы условно. И есть все основания предполагать, что и подсудимый и потерпевший – оба сделали из этой истории выводы на всю оставшуюся жизнь.