издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дети лейтенанта Шмидта

Общественный совет при областном парламенте обсудил проблемы с выделением жилья сиротам

Около трети мест в очереди на жильё для сирот в Иркутской области занимали «мёртвые души» и люди, не имеющие никаких прав на льготу. Из 16,8 тысяч человек в действительности сиротами являются чуть более 11 тысяч. Более пяти тысяч человек могли получить квартиры незаконно под видом льготников. Об этом на заседании общественного совета при Законодательном собрании региона рассказал министр социальной защиты Иркутской области Владимир Родионов.

Больше всего претензий у областных специалистов возникло к документам, предоставленным из Усолья-Сибирского, Усольского района, Иркутска, Тайшетского района, Тулуна и Тулунского района, Качугского, Усть-Кутского и Чунского районов. При этом Владимир Родионов отметил, что региональное министерство не может давать правовую оценку действиям муниципальных органов власти или инициировать служебные проверки.  

Ревизию списков областная соц-защита проводила из-за того, что с прошлого года заботы по обеспечению жильём детей-сирот взял на себя регион. До этого времени эта обязанность возлагалась на муниципалитеты. У каждой территории существовало своё видение относительно численности очередников, иногда весьма своеобразное. В ходе обстоятельной чистки списков чиновники выяснили более или менее объективное число людей, которым государство обязано дать квартиры – 7618 человек. По сути, это взрослые люди, закончившие учёбу, вернувшиеся из армии или из заключения. Многие из них имеют семьи и сами стали родителями. 

Если раньше ребята получали квартиру в собственность, то с недавнего времени механизм предоставления жилья существенно трансформировался. Ведь не секрет, что часто, оформив жильё, сироты теряли его, становились жертвами преступлений. Журналисты нашей газеты неоднократно поднимали эту проблему в своих материалах. 

Жильё сироте предоставляется на условиях социального найма. Сначала на пять лет, затем договор можно продлить ещё на такой же срок. И лишь спустя десятилетие взрослый, ставший на ноги человек может приватизировать квартиру и распоряжаться ею по своему усмотрению. Такова задумка федерального законодателя. Технологию предоставления квартир регионы могли выбрать для себя самостоятельно. В том числе был возможен вариант, при котором полномочие остаётся на муниципальном уровне.

Наш регион пошёл по наиболее трудному и затратному пути – формирования специализированного жилищного фонда. Он пополняется тремя способами: за счёт покупки новых квартир, участия в долевом строительстве или возведения социального жилья «под ключ». Наибольший интерес представляет третий способ, поскольку он позволяет заказчику влиять на стоимость квадратного метра. В этом случае на время строительства земля предоставляется подрядчику в бессрочное пользование, по завершении контракта застройщик самостоятельно оформляет документы на жильё и передаёт их области. 

Как рассказала заместитель министра имущественных отношений Алла Танкичева, в прошлом году 15 квартир были приобретены по договорам купли-продажи, на 81 жилое помещение заключены соглашения о долевом участии в стро-ительстве, два контракта заключены на строительство жилья «под ключ». В нынешнем году начнётся строительство жилого дома на 98 квартир по улице Пискунова в Иркутске, ещё одна новостройка на 60 жилых помещений появится в микрорайоне Топкинском.

В прошлом году 507 миллионов рублей потратил на квартиры для сирот областной бюджет, ещё 345 миллионов составила субсидия федерации. Как утверждают в мин-имущества, это позволит в ближайшие месяцы получить в собственность области более тысячи квартир. 17 новоселий справили в прошлом году, остальные квартиры либо переданы в областную собственность и наниматели оформляют документы на них, либо будут введены в эксплуатацию в нынешнем году.   

Очевидно, что ситуация меняется, но не настолько, как это необходимо. У иркутянки Кати Исправниковой не самый тяжёлый случай. Она встала на очередь через несколько лет после выхода из детского дома. 

Знакомые подсказали, что дело пойдёт быстрее, если одновременно с постановкой на учёт подать заявление в суд. В прошлом году Екатерина получила исполнительный лист, примерно год, по расчётам чиновников, ей придётся ждать своей очереди «во внеочередном списке». У Кати есть временная комната, где она живёт вместе с дочкой, девушка работает. Чаще истории выпускников детских домов выглядят не так благополучно.

Стоит отметить, что на исполнение судебных решений в областном бюджете существует отдельная строчка. В 2013 году регион выделил на эти цели 200 миллионов рублей, приобретены 202 квартиры, из них 152 жилых помещения переданы в аренду. Столько же средств запланировано в нынешнем году.

Доля счастливчиков, которые стали обладателями отдельного жилья, по отношению к общему количеству очередников в нашем регионе ничтожно мала – всего 0,23%. Если прибавить к ним будущих новосёлов, которые в ближайшие месяцы получат ключи от квартир, соотношение увеличится до 4,2%. Потенциал для роста огромный. Тем более что, по прогнозам специалистов, очередь в ближайшее время будет только прибавляться. Главным образом за счёт многочисленной армии сирот, за которыми закреплено жильё, но жить в нём невозможно. Теперь в областном законе зафиксирован новый параметр для постановки человека на очередь – «признание невозможности проживания». 

Формирование фонда специализированного жилья идёт в области неравномерно. В Нижнеилимском, Осинском, Эхирит-Булагатском районах и городе Черемхове активно строят жильё для сирот. Есть территории, в которых вообще не предоставляют квартиры льготникам, – Мамско-Чуйский, Тайшетский, Усть-Кутский и Чунский районы. Примечательно, что все эти территории уже отличились, порядком «нахимичив» со списками очередников.

А в Иркутском районе, Свирске и Шелеховском районе жильё строится, но его мало, и представители этих территорий просят внести изменения в областной закон и переселить очередников, если они захотят, в другие муниципалитеты.

По мнению участников обсуждения, договор социального найма может стать кабальным для людей, которые хотели бы переехать для учёбы или работы в другую местность. Представители общественности предложили скорректировать областной закон № 164, одна из ключевых позиций которого – предоставление жилья по месту жительства. «Дети не должны быть привязаны. Нужно дать человеку возможность, если он понимает, что в другом месте сможет найти работу лучше, сдать государству свою квартиру и взамен получить аналогичную», – считает президент фонда «Возрождение земли Сибирской» Елена Творогова.

Председатель областного союза журналистов Александр Гимельштейн выразил опасение, что из территорий с дорогим жильём сирот могут сознательно «вытеснять» в другие местности. По его мнению, при подготовке поправок не стоит забывать об этом обстоятельстве. 

Завершая обсуждение, председатель Законодательного Собрания области Людмила Берлина отметила, что областным властям удалось найти оптимальный алгоритм работы. Видны первые результаты работы над проблемой, которая копилась многие годы. Предложения, подготовленные общественниками, будут переданы в областное правительство, где идёт работа над поправками к закону.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры