Не договаривались
Арбитражный суд Иркутской области признал сговор четырёх авиакомпаний, выполняющих рейсы по маршруту Иркутск-Москва, недоказанным, а решение УФАС региона, обнаружившего сговор, незаконным. Таким образом, рассмотрение дела, длившееся с сентября прошлого года, завершено. Представители УФАС, правда, обещают обжаловать решение в вышестоящей инстанции.
С декабрьского заседания аргументы сторон изменились мало. Представители ФАС утверждали, что признаки соглашения налицо. Во-первых, модель поведения перевозчиков в Иркутске отличалась от их же модели поведения в других аэропортах («нормальные» тарифы в Чите, Красноярске и Улан-Удэ с января 2012 по январь 2013 менялись, а в Иркутске — нет). Во-вторых, динамика изменения себестоимости не отражалась на динамике роста тарифов. В-третьих, цены на тарифы разных компаний держались на одном уровне, несмотря на то, что рейсы выполнялись на разных типах судов, из разных аэропортов и с разной регулярностью. В-четвёртых, прирост пассажиропотока по направлению Иркутск-Москва был меньше, чем в целом по России за тот же период.
С точки зрения перевозчиков, всё это никак не доказывает наличие соглашения. Более того, по мнению представителя авиакомпании «Сибирь», из решения УФАС неясно, какую выгоду могли бы получить перевозчики в связи с предполагаемым соглашением. Представитель «Ютэйр» подтвердил сказанное, заявив о том, что авиакомпания имеет отрицательную рентабельность на направлении «Иркутск-Москва» и вообще уже прекратила полёты в столицу Восточной Сибири, по крайней мере, до начала летней навигации. «Материалы дела доказывают обратное: не было соглашения» — резюмировала представитель «Аэрофлота», сославшись на то, что рассмотренные тарифы разных компаний отличаются порой в два раза. Также истцы отметили, что не согласны выбором статьи, ведь обращавшиеся в УФАС жаловались на высокие цены, а не на соглашение авиакомпаний.
Доводы перевозчиков показались суду убедительными: решение признано недействительным. Кроме того, в пользу каждой авиакомпании суд постановил взыскать по две тысяч рублей на оплату госпошлины. «Конечно, мы будем обжаловать решения», — заявила представитель УФАС после окончания заседания, чем нагнала тоску на, казалось, отмучившихся представителей перевозчиков, которые исправно посещают не только иркутский суд, но и суды других регионов, в частности Ростова и Челябинска. Правда, во всех городах, за исключением Иркустка, ФАС ведёт борьбу с каждой компанией в отдельности.
Однако шансы на победу во всех регионах, кажется, невелики: статистика говорит в пользу авиакомпаний. Как сообщила представитель УФАС, пока единственным «устоявшим в суде» решением может похвастаться Ханты-Мансийск. Правда, пойти по пути коллег не сможет никто: с тех пор, как были доказаны согласованные действия, в статью закона о конкуренции были внесены изменения. Удастся ли иркутскому УФАС поправить статистику в пользу ведомства, станет ясно в следующем судебном заседании, если, конечно, УФАС не откажется от своих намерений продолжать борьбу.