«...Тем больше я люблю собак»
Мне не раз приходилось примерять на себя роль зрителя, который приходит в театр или по велению сердца, или просто из любопытства, а может быть, из-за многолетней привязанности к искусству лицедейства. И почти всегда моё внимание раздваивается. Какая-то его часть обращена на сцену, где собственно и происходит то, ради чего я пришла в театр, а другая – на самих зрителей. Мне почти всегда интересна не просто реакция людей на происходящее на сцене, но то многообразие эмоций, которое заставляет потом сравнивать их со своими впечатлениями.
Сегодня речь пойдёт о премьере, которая состоялась в Иркутском Доме актёра. Спектакль, поставленный по пьесе известного драматурга Валентина Красногорова «Собака», заставил зрителей пережить в этот вечер особое волнение, чувство сострадания, даже тревоги за людей, которые живут рядом с нами. А такие чувства нынче дорогого стоят.
Это была дипломная работа актёра Иркутского академического драматического театра Александра Братенкова, которую как режиссёр он подготовил к окончанию Восточно-Сибирской академии культуры и искусств.
Александр Братенков хорошо знаком иркутскому зрителю. Талантливый и разноплановый актёр занят во многих спектаклях аншлагового репертуара театра. Он служит в нём с 1996 года, когда после окончания Иркутского театрального училища был приглашён в театр. Ему оказались по плечу образы романтических героев, характерные роли в пьесах Островского. С присущим актёру чувством юмора, иронии, а порой и сарказма Александр создаёт на сцене яркие образы так называемых «отрицательных» героев в комедиях русских и зарубежных драматургов.
Но вернусь к спектаклю, состоявшемуся в Доме актёра. Прежде всего хочу отметить точный выбор драматургического материала для дипломной работы – пьесы «Собака».
Театральная биография Красногорова началась в середине 1980-х годов. Его пьесы, написанные хорошим литературным языком, сразу обратили на себя внимание особым отношением к современной жизни, искренностью и любовью к людям, тонким проникновением в секреты человеческой личности, а также простыми понятными диалогами.
Вот и «Собака» из их числа. И хотя написана она давно, её тема и интрига оказались созвучны нашему времени, конфликт близок и понятен сегодняшнему зрителю.
В пьесе два героя, два человека с неустроенными судьбами. Жизнь столкнула их в тот момент, когда каждый должен был принять важное решение, от которого зависит их дальнейшее мироощущение. Ну а собака? Она и есть тот стержень, вокруг которого строится действие.
Героиня работает в пункте приёма собак, приспособленном для утилизации животных. Сюда и приводит своего четвероного друга человек, решивший избавиться от собаки, которая, по его убеждению, мешает ему жить удобно и без хлопот. Интрига пьесы состоит в том, что обоим героям судьба предоставляет шанс изменить свою жизнь. Но происходит то, что часто случается в действительности: никто из героев не воспользовался этой возможностью, и всё завершается откровенным предательством, а собака и стала тем препятствием, которое не смогли преодолеть герои спектакля.
Сразу отмечу, что восьмилетняя Олеся Соколовская, которая приняла на себя роль (?) собаки, заставила зал затаить дыхание, вызвав невольные слёзы у многих зрителей.
Вся эта логично выстроенная ситуация, начиная с завязки сюжета, его кульминации и кончая неожиданным финалом, убедительно поставлена режиссёром Александром Братенковым. Именно режиссёрское решение, точная и грамотная сценография, профессиональная работа по звуковому оформлению достигли своей цели: создали тот тревожный фон, на котором разворачивается действие. Предощущение неожиданного финала живёт в зрителях с первых минут спектакля.
А что же его герои? Происходящее на наших глазах перевоплощение героини (актриса Иркутского драмтеатра Ольга Шмитгаль), стремительное перемещение героя Александра Братенкова внутри действия как будто обещают позитивную развязку. Но случилось то, что случилось: предательство оказалось сильнее любви и преданности. И невольно на память пришли строки знаменитого афоризма, приписываемого Сократу, потом повторённому графиней де Совинье, а нынче часто используемому политиками: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак…»
Зрительный зал с благодарностью принял режиссёрскую и актёрскую работу Александра Братенкова. Стоит поздравить его с режиссёрским дебютом и актёрским успехом, добавившим к череде его театральных работ новые краски.