Скован исками
Судебные разбирательства затёрли ледокол «Ангара»
Отношения с областными властями у ИРО ВООПИиК испортились год назад из-за ледокола «Ангара». Тогда общественники попросили судно в собственность у регионального министерства культуры. Запрос передали в региональное минимущество, где не только ответили отказом, но и велели привести памятник в надлежащее состояние, пригрозив разрывом договора о безвозмездном пользовании. Иск об освобождении и передаче истцу ледокола и пирса министерство имущественных отношений подало в арбитраж летом прошлого года, однако к рассмотрению дела по существу суд приступил лишь в январе. Корреспондент «Конкурента» Ангелина САЛОМАТОВА после очередного судебного заседания поняла, что изложить драматическую историю памятника юридическим языком будет непросто.
Метят в собственники
Исковое заявление от регионального министерства имущественных отношений поступило в Арбитражный суд Иркутской области 17 июля прошлого года. Ведомство потребовало от Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры освободить и передать истцу «занимаемые объекты безвозмездного пользования». Речь идёт не только об историческом судне, изготовленном в Великобритании и собранном в доке на Байкале в 1900 году, но и о 45-метровом пирсе, у которого обездвиженный ледокол встал в заливе ГЭС микрорайона Солнечный в Иркутске в 1990 году.
В ответ обеспокоенные общественники из ВООПИиК, которые последние 25 лет присматривают за судном, заговорили о том, что государство намерено избавиться от «непрофильного актива» и продать «Ангару» «под ресторан» или даже казино. В ВООПИиК утверждают, что после 1962 года, когда эксплуатация ледокола в качестве буксира-плотовода прекратилась и судно списали с баланса Восточно-Сибирского речного пароходства и передали ДОСААФ, его судьбой мало кто интересовался. После пережитого пожара «Ангару» бросили в заливе около Мельничной пади, где оно пролежало затопленным несколько лет на боку. 25 лет назад ВООПИиК под руководством ныне покойного Николая Салацкого (бывшего председателя Иркутского горисполкома. – «Конкурент») решилось на реставрацию памятника. По разным оценкам, выполнение работ потребовалось от 715 до 848 тысяч рублей без поправочных коэффициентов на современную денежную систему.
Нынешнее руководство ВООПИиК считает свои претензии на ледокол обоснованными принципом приобретательной данности: добросовестное пользование объектом и вложение в него собственных средств, считают общественники, дают им право считаться собственником судна. Во встречном иске (арбитраж параллельно рассматривает его в том же деле), представители ВООПИиК требуют признать недействительным договор безвозмездного пользования, заключённый в 2000 году с министерством имущественных отношений Иркутской области. Тогда оно разрешило обществу базироваться на стоечном судне и за свой счёт содержать объект в достойном состоянии.
В подтверждение правоты сторона ходатайствовала в суде об истребовании доказательств в ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство». ВООПИиК намерено получить из архивов организации, на балансе которой некогда стоял буксировочно-пассажирский пароход «Ангара», распоряжение Совета Министров от 1967 года о передаче судна областному комитету ДОСААФ. По мнению общественников, документ поможет доказать, что в 1962 году ледокол списали и больше никому, кроме них, до него не было дела. Однако стороны, привлечённые в заседание в качестве третьих лиц, сомневаются в доступности архивных документов.
«Никаких сведений нет»
Представитель Байкало-Ангарского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства заявила, что на бумагах собственника ледокола во времена его эксплуатации по прямому назначению не существовало вовсе: «Несмотря на то что оно построено так давно, судно нигде никогда не регистрировалось. Я просмотрела старые судовые книги за семидесятые и восьмидесятые годы для того, чтобы определить, состоял ли на учёте когда-нибудь данный объект. Никаких сведений нет ни в архивных документах, ни в судовых книгах, а в те годы право собственности подтверждалось как раз судовыми документами. Всё, что нам передали, все архивные документы были исследованы. Больше у нас ничего нет, и я сомневаюсь, что есть у других ведомств».
В 2011 году бассейновое управление зарегистрировало «Ангару» в Государственном судовом реестре и корабль получил право плавания под флагом Российской Федерации. Поскольку право собственности возникает с момента государственной регистрации, попутно судно приобрело и официального владельца в лице министерства имущественных отношений Иркутской области. В бассейновом управлении уверены, что процедура состоялась на законных основаниях.
Согласно информации Минкульта РФ, корабль является памятником с местной категорией охраны и полностью именуется как «Ледокол «Ангара», построенный для плавания по оз. Байкал. Использовался белогвардейцами как плавучая тюрьма для красноармейцев и место расправы с противниками колчаковского режима». Под охрану как памятник судно поставили в 1980 году. В качестве подтверждения права собственности на объект наследия юристы минимущества представляют документы, изданные органами исполнительной власти федерального уровня.
«Постановлением за январь 1994 года данный объект был включён в перечень, разграничивающий право собственности на памятники культуры. Министерством культуры государственному комитету по управлению имуществом РФ были переданы перечень имущества, которое должно отойти в собственность РФ, и перечень объектов имущества, которые должны отойти в собственность субъекта, то есть Иркутской области. Имеется свидетельство о том, что данные перечни были приняты государственным комитетом», – заявил юрист министерства.
Доводы истцов суду предстоит оценить по итогам будущих заседаний, ближайшее из которых назначено на 22 января. В частности, министерство имущественных отношений ещё не обосновало позицию по праву собственности на пирс. Напомним, в Арбитражном суде Иркутской области также рассматривают иск Минимущества к администрации Иркутска о признании недействительным постановления мэрии о выделении в аренду Управлению капитального строительства Иркутска участка около ледокола. Тем временем, несмотря на то что общественников официально попросили с корабля, они продолжают устраивать там встречи и вечера. В декабре прошлого года на ледоколе состоялось заседание Клуба любителей истории, а в ноябре чествовали иркутянина, родившегося на корабле 70 лет назад во время выполнения пассажирского рейса.